Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №1.
3. Энергетические ресурсы Севера и Арктики России и транспортный потенциал региона, в частности Северный морской путь, могут при эффективном их использовании и развитии обеспечить повышение роли и статуса Российского Севера как на национальном пространстве, так и на международной арене и стать одним из инструментов системной модернизации экономики страны, а также упрочения ее положения на международной арене. Это особенно важно в условиях усиления процесса глобализации и необходимости встраивания России в новую геоэкономическую модель мирового развития как полноценного глобального игрока. 4. Обострившаяся в последнее время борьба за ресурсы мировой Арктики, наличие значительного числа нерешенных проблем правового и политического характера, существенно влияющих на экономические процессы на Севере и в Арктике, повышают значение данного мегарегиона как для Российской Федерации, так и для мирового сообщества. 5. Территории Севера и Арктики России обладают значительным человеческим потенциалом, адаптированным к жизни и работе в экстремальных условиях Севера. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов, высокообразованных инженерно-технических, научных и преподавательских кадров вместе с уникальными природными ресурсами, развитым индустриальным комплексом и значительным культурным потенциалом, обогащенным этнокультурным достоянием коренных народов Севера, создают необходимые предпосылки для устойчивого развития северных и арктических территорий страны. 6. Особой чертой Российского Севера, отличающей его от остальных приполярных регионов мира, является то, что при населении около 8% от общей численности населения страны, он производит более 15% валового внутреннего продукта и дает более 50% валютных поступлений РФ. 7. Несмотря на значение Севера и Арктики для страны и мирового сообщества, эта часть территории России остается остропроблемной зоной, это обусловлено: а) сложностью и неоднородностью социально-экономической ситуации в этих регионах; б) отсутствием научно обоснованной, системной и дифференцированной федеральной политики в отношении Севера России, которая неадекватна значительной и все возрастающей роли Севера в развитии страны и не учитывает в достаточной степени специфику и интересы северных регионов; в) недостаточно тщательно проработанной, базирующейся на научной основе социально экономической политикой северных регионов, отсутствием во многих случаях активной позиции регионов по четкому формулированию и отстаиванию интересов населения северных территорий. 8. Нестабильность мировой и российской социально-экономической ситуации, вызванная финансово-экономическим мировым кризисом, оказывает значительное негативное воздействие на регионы Севера России. Все вышеперечисленное делает необходимым усиление теоретических и практических исследований территорий Севера и Арктики России, в которых Институт должен сохранить и укрепить свои лидирующие позиции для научного обоснования устойчивого пространственного развития Севера и Арктики в новых геополитических и геоэкономических условиях. Сведения об авторе Башмакова Елена Петровна - к.э.н., ученый секретарь института, е-mail: bashmakova@iep.kolasc.net.ru 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz