Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.

рым был знаком А. А. Борисов. Художник стал управляющим созданного им курорта. Главное предназначение санатория — баль­ неогрязевой курорт. Площадь территории — 11,6 га. В настоящее время его база включает: 6 спальных корпусов, столовую, лечебно­ диагностический корпус, клуб. Во времена Бо­ рисова на территории санатория располага­ лось несколько деревянных строений. Ныне сохранился один из корпусов санатория, по­ строенный в 1927 г. по проекту А. А. Борисова. Заключение Творческое и научное наследие А. А. Борисова уникально. Его этюды и картины представляют не только эстетическую, но и научную цен­ ность. Его путевые очерки представляют не только большой научный интерес для исто­ риков, этнографов, антропологов, географов, экономистов, но будут интересны и широкому кругу читателей, поскольку читаются столь же легко, как увлекательная приключенческая ли­ тература, полная открытий и драматизма. Его статьи содержали массу предложений по реше­ нию разнообразных социально-экономический проблем Крайнего Севера, многие из которых остаются нерешенными и сейчас. Рис. 4. А. А. Борисов. В Мурманской гавани в марте. 1896. Холст на картоне, масло. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Картины и этюды А. А. Борисова на протяже­ нии последних трех десятилетий во многом способствовали выявлению специалистами МАКЭ (Морской арктической комплексной экспедиции) мест расположения и рекон­ струкции уникальных объектов культурного наследия в Усть-Цильме и Пустозерске. В настоящее время, хотя село Усть-Цильма и не стало «одним из оживленнейших центров Северной России», как предполагал А. А. Бори­ сов, но предсказанное им наличие нефти под­ твердилось: Южно-Низевое месторождение нефти, горючего газа и нефтяной серы в Усть-Цилемском районе Республики Коми учтено Государственным кадастром место­ рождений и проявлений полезных ископае­ мых. Добычу нефти там с 2001 г. ведет ком­ плексный цех по добыче нефти и газа № 5 тер­ риториально-производственного предприятия «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» [Бобраков, 2018]. Рис. 5. А. А. Борисов. В Кандалакшском заливе. 25.04.1896. Холст на картоне, масло. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Многое из того, что задумывал А. А. Борисов, было в том или ином виде осуществлено после его смерти. Так, 1 ноября 1941 г. было открыто железнодорожное сообщение от Коноши до Кот­ ласа. В конце декабря 1941 г. введена в строй же­ лезнодорожная линия Котлас - Ухта - Воркута. В сентябре 1941 г. открыто сквозное движение поездов по линии Беломорск - Обозерская13. В 1977 г. была построена железнодорожная ли­ ния Ядриха - Великий Устюг. Многие проекты А. А. Борисова еще ждут своей очереди, некоторые из них в том или ином виде вошли в «Стратегию развития же­ лезнодорожного транспорта в Российской Фе­ дерации до 2030 года», утвержденную распо­ ряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р. В октябре 2018 г. было подписано концессионное соглашение на строительство железной дороги «Северный широтный ход», в соответствии с которым предполагается «строительство моста через Обь с железнодо­ рожными подходами, железнодорожной ли­ нии Салехард - Надым и моста через Надым. Дорога нужна для сокращения транспортных маршрутов от месторождений в Западной Си- 13 По проекту А. А. Борисова предполагалось, что железная дорога из Беломорска подойдет к линии Вологда - Архангельск не в Обозерской, а в Плесецкой (ст. Плесецкая), на 83 кмюжнее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz