Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.

в 1913 г. проехавший «от Архангельска через Север и Сибирь большей частью на лошадях до Урги12 ...Из поездки ... он вернулся убеж­ денным сторонником идеи железнодорожно­ го строительства в этих краях. Среди десятков существовавших проектов железных дорог группа сотрудников Ганневига остановилась на проекте Борисова. В случае получения от правительства разрешения на концессию финансирование дороги брал на себя Ганневиг» [Живая правда ..., 2016]. В свою очередь, по причине тяжелого финан­ сово-экономического положения России А. А. Борисов считал привлечение иностранно­ го капитала единственно возможным инвести­ рованием в строительство железной дороги. Для осуществления этой цели он отправился в Москву, где пытался добиться получения концессии. В 1918 г. он написал письмо Пред­ седателю Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) В. И. Ленину, в котором просил рассмотреть свое ходатайство о строительстве железной дороги, соединяющей систему сибир­ ских рек с системами рек Европейской России. Необходимость строительства этой дороги Бори­ сов аргументировал так: «Эксплуатация северных лесов требует соединения в одном предприятии трех промышленных задач: доставка леса по ре­ кам к железной дороге, перевозка его по желез­ ным дорогам к портам и внутренним рынкам и наконец, экспорт леса из приморских портов в иностранные порты» [Борисов, 1983]. В результате длительных обсуждений 4 февраля 1919 г. был подготовлен проект по­ становления СНК «О предоставлении концессии на Великий Северный железнодорожный путь». «По проекту инициаторов концессии А. Бори­ сова и норвежского подданного Эдварда Ган- невига трасса нового пути должна была со­ единить Обь через Котлас с Петроградом и Мурманском» [Ленин, 1969]. В проекте поста­ новления говорилось, что «1) СНК признает направление дороги и общий план ее прием­ лемым; 2) признает концессии представителям иностранного капитала вообще, с принципиаль­ ной точки зрения, допустимыми в интересах раз­ вития производительных сил; 3) данную концес­ сию признает желательной и осуществление ее практически необходимым ...» [Ленин, 1969]. «Проект был утвержден на заседании СНК с неко­ торыми дополнениями» [Мунин, 1967]. Однако 12Ныне —Улан-Батор. позже была установлена финансовая несостоя­ тельность норвежского банка «Ганневиг», кото­ рый должен был финансировать концессию, и реализация проекта была отложена. В серии статей в газете «Известия» в 1928 г. и в брошюре «Великий северный путь» в 1929 г., которые были написаны А. А. Борисовым в со­ авторстве с известным юристом, сторонником освоения Сибири В. М. Воблым, предлагалось построить железнодорожную магистраль Мур­ манск - Котлас - Обь - Сургут - Енисейск - север­ ный берег Байкала - Татарский пролив. При этом строительство железной дороги от Котласа до Оби Борисов считал первооче­ редным. Предполагалось сделать Котлас круп­ ным железнодорожным узлом, через который пройдут следующие железнодорожные линии: Котлас - Усть-Сысольск - р. Обь; Котлас - Со­ рока - Мурманск; Котлас - Великий Устюг - Кострома - Москва; Котлас - Вельск - Ко­ ноша - Ленинград. У проекта А. А. Борисова были противники. В том, что железная дорога выходит к Мур­ манску, некоторые промышленники, банков­ ские и финансовые группы Архангельска виде­ ли прямую угрозу своим прибылям и противо­ поставляли проекту Борисова проект Сахарова, Вольтмана и др. — Обь-Урало-Беломорскую дорогу. Но В. М. Воблый характеризовал их проект как местную дорогу лесовозного значения и проблематичной выгодности, пока есть нетронутые массивы лесов, лежащие ближе к Архангельску, стремящуюся при­ мкнуть к Оби, но так и не знающую, где это сделать, без перспектив в смысле продолже­ ния по Сибири [Воблый, Борисов, 1929]. В ноябре 1931 г. на первом пленуме постоян­ ного совещания по проблемам сооружения Великого Северного пути, а затем на Всесоюз­ ной конференции по размещению производи­ тельных сил на Севере, состоявшейся при Гос­ плане СССР, от проекта Великого Северного же­ лезнодорожного пути отказались в пользу освое­ ния восточной части Северного морского пути. Борисов занимался не только проблемами транспортного развития Крайнего Севера, но и строительством курорта «Солониха» на базе природных минеральных источников, расположенных поблизости от его дома- усадьбы. Это был первый на Европейском Се­ вере курорт, открылся он в 1922 г. Помогла тако­ му общественно-полезному делу поддержка наркома здравоохранения Н. А. Семашко, с кото

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz