Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.

Рис. 5. Проекты железных дорог на Севере России, предложенные А. А. Борисовым. Схема составлена авторами на основе трудов А. А. Борисова; картооснова по [Железные дороги России, 1915] На карте железных дорог 1915 г. [Железные дороги России, 1915] жирными линиями нане­ сены предложенные Борисовым проекты же­ лезнодорожных магистралей (рис. 5). Прокомментируем карту словами А. А. Борисова: «Пермь-Котласская дорога должна переки­ нуться через р. Малую Северную Двину8 (с постройкой моста через нее), направиться, коснувшись городов Красноборска и Шенкур­ ска, с таким расчетом, чтобы пересечь Воло­ годско-Архангельскую линию в районе ст. Пле­ сецкой и соединиться ... с Петроград- Мурманской дорогой в Сороке ... Железнодо­ рожный путь Обь - Котлас . коснется в двух пунктах р. Вычегды, а именно в Усть-Коломе и в Усть-Сысольске9, пройдет мимо гор. Соль- вычегодска и наконец подходит к реке Боль­ шой Северной Двине10. Отсюда он делится на две линии: одна идет ... на Мурман (через Шенкурск, Плесецк, Сороку — прим. 8 Часть Северной Двины от слияния Сухоны и Юга (у города Великий Устюг) до впадения в нее реки Вычегды (у города Котлас). 9С 1930 г. — город Сыктывкар. 10Ныне —Северная Двина. авторов), а другая на Петроград по прямому направлению через города Вельск и Вытегру или же через города Великий Устюг, Тотьму, ст. Сухона и гор. Вологду (рис. 5) ... Направле­ ние через город Вологду хотя и удлинит при­ близительно на 100 верст путь на Петроград, зато вызовет значительную экономию при постройке железной дороги и, кроме того, соединением Вологды с Рыбинском (всего лишь 150 верст) даст в случае надобности выход к другим балтийским портам (Либава11, Рига и др.)» [Борисов, 1915]. Борисов не только писал о Великом северном железнодорожном пути, но и дей­ ствовал - - вкладывал личные денежные сред­ ства в изыскания. В 1915 г. группа инженеров успешно провела изыскания по трассе Обь - Котлас - Сорока (Беломорск). Кроме того, «для этой трассы в содружестве с архи­ тектором Алексеем Щусевым и художниками Аполлинарием и Виктором Васнецовыми были разработаны проекты вокзальных помеще­ ний» [Ружникова, 2016]. Одним из сторонников проекта А. А. Борисо­ ва стал норвежский банкир Эдвард Ганневиг, 11С 1917 г. —Лиепая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz