Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.
ред собой исключительно художественные цели, то впоследствии к ним добавлялись за дачи географического, геологического, эконо мического, этнографического характера. Так, во вступлении к путевым очеркам об экспеди ции 1898 г. А. А. Борисов писал: «Хотелось бы дополнить хотя бы в слабой степени географи ческие сведения о наиболее интересных для нас местах Новой Земли и привлечь к ней внимание общества» [Борисов, 1907]. А. А. Борисов писал председателю Русского географического общества Петру Петровичу Семенову-Тян-Шанскому: «Мне хотелось бы узнать, в каком количестве водится на Новой Земле промысловый зверь, а также рыба, и нельзя ли эксплуатировать эти сокровища на вывоз; вместе с тем я хотел бы послужить и науке, насколько позволяют умение и силы сделать описание неисследованных берегов Новой Земли, и собрать коллекцию по местной фауне и флоре» [Ружникова, 2016]. За годы экспедиций А. А. Борисову постепенно открывались проблемы социально-экономического положения север ных территорий, он видел плачевное состоя ние жизненных условий людей, живущих на Севере, неустроенность дорог и торговых путей. Побывав в семи полярных экспедициях как художник, Борисов пришел к выводу, что проблемы народов Крайнего Севера не возможно решить средствами живописи. Необходима борьба за экономическое воз рождение Крайнего Севера, его транспортное освоение, сохранение природных богатств.В путевых очерках «У самоедов. От Пинеги до Карского моря», представляющих собой воспоминания и размышления об экспедиции 1898 г., Борисов не только описал условия жизни, быт, традиции и промыслы местных жителей (самоедов и других коренных народов Севера), но и обозначил многие социально-экономические проблемы: отсутствие регулярных путей сообще ния, нерациональное природопользование, об ман самоедов другими народами во время тор говли, их бытовая неустроенность и пьянство. Борисов обосновал необходимость устройства в Заполярье консервных заводов, поскольку всевозможной рыбы (семга, сиги - - омуль, пелядь, чир и т. д.), пти цы (прежде всего белой куропатки) и различ ной дичи на Крайнем Севере обитает очень много. В то же время путей подвоза промысла к крупным городам практически нет, напри мер, «от низовьев Печоры до Архангельска 1000 верст» [Борисов, 1907]. Вот как описывает Борисов ситуацию с лес ными ресурсами: «... Лес-то везется из России сырьем и в обработанном виде возвращается обратно в Россию» [Борисов, 1907]. Здесь же, говоря о важности создания судоверфей на Севере России, он обращается к передовой части российской интеллигенции: «Наши бра тья, поморы (Белого моря), покупают себе де ревянные суда в Норвегии, построенные из наше го же леса. Не на вас ли лежит благородная зада ча ратовать за то, чтобы были у нас соответствен ные школы, чтобы были у нас соответственные мастерские — верфи» [Борисов, 1907]. Борисов не обошел и темы минерально-сырьевых ресурсов. Вспоминая экспедицию 1898 г. по Большеземельской тундре, он писал: «Может быть Усть-Цильма скоро будет одним из оживленнейших центров Северной России в экономическом отношении. Дело в том, что мне местные жители говорили, что по сосед ству есть болото, на поверхности которого все гда всплывает много керосина. Позднее ана лиз показал, что это прекрасного качества нефть. Вопрос только в том, много ли нефти. Если много, то край оживет и даст огромный толчок всему» [Борисов, 1907]. Общаясь с оленеводами-самоедами, Борисов узнавал об их социальных проблемах. Между самоедами и зырянами происходил товарооб мен. Зыряне доставляли в тундру по реке Усе продукты питания, водку, спирт и обменивали их у местного населения на шкуры оленей, песцов, лисиц и росомах. Такой обмен приво дил к спаиванию местного населения. Всем торговцам (русским, зырянам и пр.) бы ло выгодно покупать все у самоедов не за деньги, а за водку. Борисов с горечью замечал, что самоед «продав рыбу сначала, как и во дится, на деньги, тут же пропивает их, платя по рублю за бутылку скверной водки, причем уезжает в долгах у торговцев ... » [Борисов, 1907]. Свою роль играла здесь и неграмот ность самоедов, из-за чего многие из них не вылезали из долгов. Типичные их фразы при торговле: «Сколько еще осталось за мной?», «Спиши с меня, а остальное после, чего -ле достану» . Большое внимание в своих путевых очерках А. А. Борисов уделял проблемам оленеводства на Крайнем Севере. Самоеды использовали оленей нерационально, допускали неоправ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz