Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.

ство Борисова в динамике (табл. 1), то можно сделать вывод о том, что большинство работ приходятся на годы полярных экспедиций. Как видно из табл. 1, максимальное количе­ ство работ приходится на пятилетний интервал 1897-1901 гг., на втором месте предшествую­ щее пятилетие — 1892-1896 гг. Такой пик творческой активности художника является след­ ствием полярных экспедиций 1894-1903 гг., от­ куда художник привозил много этюдов, на осно­ ве которых писал картины. С 1903 по 1907 гг. од­ на за другой открывались персональные вы­ ставки художника: в Санкт-Петербурге, Вене, Праге, Мюнхене, Берлине, Гамбурге, Кельне, Дюссельдорфе, Париже, Лондоне. В 1908 г. в Вашингтоне А. А. Борисова принимал прези­ дент США Теодор Рузвельт. Но тогда же коли­ чество работ художника начало снижаться. По­ следний небольшой всплеск творческой ак­ тивности приходится на 1912-1916 гг. В эти го­ ды был закончен цикл этюдов «Зимняя сказка» (леса вокруг дома-мастерской художника под Красноборском), написаны архитектурные пейзажи Соловецкого монастыря и лишь две картины были воспоминаниями о прежних по­ лярных экспедициях. После 1917 г. в списке основных работ А. А. Борисова мы находим только две картины. И дело здесь не только в том, что в послереволюционной России упал интерес к пейзажной живописи, а А. А. Бори­ сов уже сказал свое слово в искусстве. Его племянник и биограф Н. П. Борисов объясняет это так: «Изучив Север, оценив не только его красоты, но и богатства и неотложные нужды, Борисов понимал, что помочь Северу одной пропагандой средствами живописи невоз­ можно» [Борисов, 1983]. Художник становится литератором - автором путевых очерков и ста­ тей о Крайнем Севере. Таблица 1 Распределение основных работ А. А. Борисова по годам их создания (составлено авторами статьи по [Максимов, Кривичев, 2017]) Годы Живопись Рисунки и акварели Всего работ Годы Живопись Рисунки и акварели Всего работ До 1886 0 3 3 1907-1911 5 0 5 1887-1891 0 19 19 1912-1916 23 0 23 1892-1896 82 17 99 1917-1934 2 0 2 1897-1901 145 8 153 Нет даты 32 2 34 1902-1906 20 1 21 Итого 309 50 359 Довольно содержательная статья об А. А. Бори­ сове в «Википедии» содержит фразу: «В настоя­ щее время произведения Борисова хранятся в Третьяковской галерее ...» Это действительно так, но посетители работ А. А. Борисова не ви­ дят. Лишь изредка картины художника появ­ лялись на временных выставках. По данным каталога собрания живописи Третьяковской галереи, по состоянию на 2005 г., в запасниках хранится 25 работ [Государственная Третьяков­ ская галерея ..., 2005] (рис. 1 и 2). Куда же пропа­ ли еще 40 работ, купленные у А. А. Борисова са­ мим П. М. Третьяковым? Ответ на этот вопрос нам дает Н. П. Борисов: «Во время реорганизации галереи И. Э. Грабарем коллекция картин и этю­ дов Борисова была разрознена, картины разле­ телись по разным городам» [Борисов, 1983]. В статье авторов «Арктические пейзажи А. А. Бо­ рисова: изучение, хранение, реставрация, экспо­ нирование» [Максимов и др., 2019] была сделана попытка выявить причины, по которым 65 работ А. А. Борисова, купленные самим П. М. Третьяковым в 1896-1898 гг., были уда­ лены из постоянной экспозиции Третьяковской галереи ее попечителем И. Э. Грабарем, а затем убраны в запасники или распределены по музеям других городов. Экспедиции В первой своей экспедиции на Крайний Север Борисов побывал, будучи еще студентом, в 1894 г. в качестве рисовальщика (табл. 2). В эту поездку его пригласил председатель товари­ щества Архангельско-Мурманского пароход­ ства Михаил Ильич Кази. Морская часть экспе­ диции представляла собой маршрут от Архан­ гельска к Мурманскому побережью, а затем в Тронхейм. Главной целью этой экспедиции был поиск подходящей гавани для основания в ней центрально-морской базы. Была выбрана Екатерининская гавань у входа в Кольский залив.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz