Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.
ство Борисова в динамике (табл. 1), то можно сделать вывод о том, что большинство работ приходятся на годы полярных экспедиций. Как видно из табл. 1, максимальное количе ство работ приходится на пятилетний интервал 1897-1901 гг., на втором месте предшествую щее пятилетие — 1892-1896 гг. Такой пик творческой активности художника является след ствием полярных экспедиций 1894-1903 гг., от куда художник привозил много этюдов, на осно ве которых писал картины. С 1903 по 1907 гг. од на за другой открывались персональные вы ставки художника: в Санкт-Петербурге, Вене, Праге, Мюнхене, Берлине, Гамбурге, Кельне, Дюссельдорфе, Париже, Лондоне. В 1908 г. в Вашингтоне А. А. Борисова принимал прези дент США Теодор Рузвельт. Но тогда же коли чество работ художника начало снижаться. По следний небольшой всплеск творческой ак тивности приходится на 1912-1916 гг. В эти го ды был закончен цикл этюдов «Зимняя сказка» (леса вокруг дома-мастерской художника под Красноборском), написаны архитектурные пейзажи Соловецкого монастыря и лишь две картины были воспоминаниями о прежних по лярных экспедициях. После 1917 г. в списке основных работ А. А. Борисова мы находим только две картины. И дело здесь не только в том, что в послереволюционной России упал интерес к пейзажной живописи, а А. А. Бори сов уже сказал свое слово в искусстве. Его племянник и биограф Н. П. Борисов объясняет это так: «Изучив Север, оценив не только его красоты, но и богатства и неотложные нужды, Борисов понимал, что помочь Северу одной пропагандой средствами живописи невоз можно» [Борисов, 1983]. Художник становится литератором - автором путевых очерков и ста тей о Крайнем Севере. Таблица 1 Распределение основных работ А. А. Борисова по годам их создания (составлено авторами статьи по [Максимов, Кривичев, 2017]) Годы Живопись Рисунки и акварели Всего работ Годы Живопись Рисунки и акварели Всего работ До 1886 0 3 3 1907-1911 5 0 5 1887-1891 0 19 19 1912-1916 23 0 23 1892-1896 82 17 99 1917-1934 2 0 2 1897-1901 145 8 153 Нет даты 32 2 34 1902-1906 20 1 21 Итого 309 50 359 Довольно содержательная статья об А. А. Бори сове в «Википедии» содержит фразу: «В настоя щее время произведения Борисова хранятся в Третьяковской галерее ...» Это действительно так, но посетители работ А. А. Борисова не ви дят. Лишь изредка картины художника появ лялись на временных выставках. По данным каталога собрания живописи Третьяковской галереи, по состоянию на 2005 г., в запасниках хранится 25 работ [Государственная Третьяков ская галерея ..., 2005] (рис. 1 и 2). Куда же пропа ли еще 40 работ, купленные у А. А. Борисова са мим П. М. Третьяковым? Ответ на этот вопрос нам дает Н. П. Борисов: «Во время реорганизации галереи И. Э. Грабарем коллекция картин и этю дов Борисова была разрознена, картины разле телись по разным городам» [Борисов, 1983]. В статье авторов «Арктические пейзажи А. А. Бо рисова: изучение, хранение, реставрация, экспо нирование» [Максимов и др., 2019] была сделана попытка выявить причины, по которым 65 работ А. А. Борисова, купленные самим П. М. Третьяковым в 1896-1898 гг., были уда лены из постоянной экспозиции Третьяковской галереи ее попечителем И. Э. Грабарем, а затем убраны в запасники или распределены по музеям других городов. Экспедиции В первой своей экспедиции на Крайний Север Борисов побывал, будучи еще студентом, в 1894 г. в качестве рисовальщика (табл. 2). В эту поездку его пригласил председатель товари щества Архангельско-Мурманского пароход ства Михаил Ильич Кази. Морская часть экспе диции представляла собой маршрут от Архан гельска к Мурманскому побережью, а затем в Тронхейм. Главной целью этой экспедиции был поиск подходящей гавани для основания в ней центрально-морской базы. Была выбрана Екатерининская гавань у входа в Кольский залив.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz