Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.

Александр Алексеевич Борисов, «северянин по душе и рождению» [Борисов, 1907, 1909], как он неоднократно писал о себе, родился 2 (14) ноября 1866 г. в деревне Глубокий Ручей Сольвычегодского уезда Вологодской губер­ нии (ныне Красноборского района Архангель­ ской области), в крестьянской семье. Родители Александра - - Алексей Егорович (1832-1903) и Матрёна Назаровна (1843-1907) — были крестьянами. У них было пятеро детей. Александр был старшим. О сво­ их родителях он впоследствии рассказывал редко. «Мне думается, — говорил позже ху­ дожник, — что если и есть во мне искра бо­ жья, то она передалась мне от матери, а энер­ гию и неутомимость я унаследовал от отца» [Яцимирский, 1903]. Жизнь в деревне была тяжелой. В лесистой местности с бедными подзолистыми почвами хлеба не всегда хватало до будущего урожая. Школы в деревне не было, грамотных людей было очень мало, поэтому грамоте Александр начал учиться по псалтырю у сельского дьячка и крестьянина-соседа. О дальних путешествиях будущий художник и полярный исследователь мечтал с детства. Ин­ терес к живописи также появился в детские годы, примерно в 1879-1880 гг.: поехав с матерью в Красноборск, подросток впервые увидел работу иконописцев, которые расписывали масляными красками стены недавно построенной церкви. «Это меня страшно поразило; в особенности ме­ ня удивило то, что на плоскости можно добиться такого рельефа», - - вспоминал позднее худож­ ник [Борисов, 1907]. А тогда, в подростковом возрасте, он стал перерисовывать картинки из учебника для детей «Родное слово» К. Д. Ушинского. Приходилось рисовать по ночам, при свете керосиновой лампы, потому что днем надо было помогать родителям по хозяйству. Но еще ранее на дальнейшую судьбу Алек­ сандра повлиял драматический случай, про­ изошедший с ним в десятилетнем возрасте. Развязывая воз с бревнами, мальчик по не­ осторожности придавил себе ноги. Долго не мог ходить. Как было принято в то время на Севере («пообещать что-нибудь трудное Богу»), роди­ тели дали обет отдать сына, если он поправит­ ся и сможет ходить, на год в Соловецкий мона­ стырь. На выздоровление шансов было мало, но оно наступило. В 1881 г. родители выполнили свое обещание: юноша становится послушником Соловецкого монастыря. Александра определили на рыболовную тоню в Савватиевский скит. Через год Александр вернулся домой. К тому времени, насмотревшись на различные маши­ ны, механизмы и технические устройства на Соловках, он сам увлекся техникой: масте­ рил модель лесопильного завода на ручье, мель­ ницы, пароходы. Но основным его увлечением стала живопись. Алексей Егорович не поддержи­ вал увлечений сына и всячески им препятствовал, поэтому Александр решает покинуть родитель­ ский дом и снова уезжает на Соловецкие острова. С 10 июня 1884 г. Александр проживал в мо­ настыре «для богомолия и трудов, находясь на послушании», сначала работая рыбаком, а 20 октября 1884 г. он был взят в иконопис­ ную мастерскую Соловецкого монастыря. Там Александр обратил на себя внимание по­ сетившего в июне 1885 г. Соловецкий мона­ стырь президента Академии художеств, Вели­ кого князя Владимира Александровича. Тот пообещал посодействовать в получении художественного образования для начинаю­ щего иконописца. При поддержке генерала А. А. Боголюбова - - любителя и собирателя живописи - - Александру удалось переехать в Санкт-Петербург и продолжить образование сначала в Рисовальной школе Общества поощ­ рения художеств (1886-1888 гг.), а затем в Академии художеств (1888-1897 гг.). В 1893 г. в Академии учредили индивидуальные мастерские профессоров-руководителей и при­ гласили на эти должности известных художников. Учителями и наставниками А. А. Борисова были великие русские художники Иван Иванович Шишкин (до 1895 г.), а после - - Архип Иванович Куинджи. Борисов научился у Шишкина точности и тщательности в передаче натуры. Куинджи пе­ редал Борисову интерес к декоративным колори­ стическим решениям и стремление к целостному восприятию природы, к широким обобщениям. Анализ динамики творчества А. А. Борисова как художника За всю творческую жизнь Борисовым было создано более 350 художественных работ, большая часть из которых представляла собой этюды, написанные во время полярных экспе­ диций, и картины, созданные на основе этих этюдов. Об уровне его работ свидетельствует хотя бы тот факт, что 65 работ художника в 1896-1898 гг. приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. Если рассматривать творче

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz