Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.
на прибыль [Ларичкин, 2008], получаемую от переработки любых видов ОГОМП, а также любых налогов, связанных с данным видом дея тельности. Ведь деятельность предприятия, пе рерабатывающего ГПО, автоматически связана с предотвращением экологического ущерба, воз никающего из-за последствий их хранения, зна чимость которого может превалировать над эко номическим эффектом. Учитывая важность вовлечения ОГОМП в пере работку, большую помощь потенциальным инве сторам могла бы оказать так же государственная программа поддержки в софинансировании про ведения научно-исследовательских работ по поис ку наилучших технологических решений, что должно быть закреплено в законе РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Безусловным прорывом в сфере обращения и использования ОГОМП могут стать поправки в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» [Федеральный закон., 2015], в частности, в статью 7.1, где в качестве объектов соглашений должны присутствовать объекты размещения ОГОМП. При этом государственный контроль обращения с ОГОМП желательно сохранить. Для этого воз можно параллельное внесение поправок в Феде ральный закон «Об отходах производства и по требления». Сейчас, в соответствие с этим зако ном, ОГОМП квалифицируются как отходы I-IV класса опасности, но, в силу их специфичности, целесообразней было бы выделить их в самосто ятельный класс и возобновить систему лицензи рования Федеральной службой по надзору в сфере природопользования деятельности, свя занной с их использованием. В связи с этим должен быть изменен и порядок предоставления лицензии. Единственным требова нием при выдаче лицензии должен быть проект переработки ОГОМП, разработанный на основе эффективной схемы обогащения и получивший по ложительные экспертные заключения, например, в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт им. Н. М. Федоровского». Заключение 1. Огромные объемы накопленных отваль ных пород и хвостов обогащения создают се рьезные экономические и экологические про блемы в горнопромышленных районах. Под держание отвалов вскрышных пород и шла ков, хвосто- и шламохранилищ требует значи тельных капитальных и материальных затрат, на длительное время выводятся из хозяй ственного оборота значительные площади зе мель. Большие объемы перемещенной горной массы нарушают сложившееся геологическое равновесие, пыление отвалов и хвостохранилищ, кислый дренаж, попадание реагентов и тяжелых металлов в природные поверхностные и подзем ные воды отрицательно влияют на сложившиеся экосистемы и здоровье человека. 2. Учитывая масштабы потерь в процессах добычи и обогащения полезных ископаемых, истощение запасов и снижение качества руд, ОГОМП рассматриваются как потенциальный источник ценных компонентов, несмотря на более низкие их содержания, чем в первичном сырье. Тем более, что они требуют существен но меньших затрат на добычу и переработку. В процессе складирования вследствие диффе ренциации вещества по крупности и плотности могут формироваться обогащенные участки — ТМ. Запасы руд в ТМ уже в настоящее время сопоста вимы с запасами первичных руд. 3. Реализация концепции 3R пирамиды ("reduce, reuse, recycle") в обращении с отходами обусловливает необходимость широкой разра ботки ТМО: накопленных и текущих ОГОМП. 4. На примере ОГОМП предприятий одного из крупнейших горнодобывающих районов РФ — Мурманской области установлено следую щее. В процессе хранения ОГОМП происходят изменения состава и свойств минералов вслед ствие гипергенеза, наблюдается дифференциа ция вещества в объеме за счет поверхностного сноса, химического выветривания и суффозион- ных процессов. При этом меняются физико химические свойства поверхности большинства даже устойчивых минералов. 5. Гипергенные процессы находят отражение в инженерно-геологическом состоянии масси ва, приводят к значительному изменению тех нологических свойств как рудных, так и неруд ных минералов и необходимости поиска но вых технологических решений при переработ ке ТМО. Стадия длительного хранения объекта размещения ОГОМП характеризуется лавино образной инфляцией его запасов и масштаб ным загрязнением окружающих территорий. 6. Ряд организационно-экономических проблем переработки (утилизации) ОГОМП в РФ связан с несовершенством законодательной базы. Анализ сложившегося нормативно-правового регламента показывает, что при существующих законодатель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz