Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.

Для перехода на новые технологии россып­ ной добычи необходимо выполнение следу­ ющих условий [Прусс, 2009]: - сплошная переработка отвального комплек­ са, бортовых и плотиковых недоработок (технологическая рекультивация) на промы­ вочном оборудовании нового поколения; - переход на заявочный регламент недрополь­ зования россыпных объектов и резкое уменьше­ ние объемов разрешительной документации. Согласно проекту Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ "О недрах"», в Магаданской области предполагалось: 1) предоставлять в пользование техногенные месторождения без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр; 2) разрешить недропользователю осуществлять добычу полезных ископаемых из техногенных отвалов в границах горного отвода, предостав­ ленного в соответствии с лицензией, без прове­ дения геологоразведочных работ и исключить из основных требований к рациональному ис­ пользованию и охране недр проведение государ­ ственной экспертизы запасов полезных ископае­ мых по отношению к техногенным отвалам, представляющим собой вторичный комплекс пе­ реработки сырья. Списание же запасов произво­ дить по фактическим объемам добычи, когда бу­ дет завершен промывочный сезон. Кроме того, предлагалось передать на регио­ нальный уровень полномочия по вопросам лицензирования техногенных россыпей. В качестве положительного примера облег­ ченной процедуры ввода в эксплуатацию ТМО может быть приведен опыт ПАО АК «АЛРОСА», когда компания успешно оспорила претензии Росприроднадзора Минприроды России по факту выявленного в 2013 г. «самовольного» пользо­ вания недрами и безлицензионной добычи ал­ мазов из ТМО - - хвостов обогащения. При отра­ ботке Мирнинским ГОКом россыпного место­ рождения «Водораздельные галечники» алма­ зоносные пески обогащались на обогатитель­ ной фабрике № 5 и затем складировались на хвостохранилище согласно разработанному проекту. Обогащение песков происходило без использования химических реагентов путем механической промывки. При этом извлече­ ние алмазов на фабрике, построенной в нача­ ле 1960-х гг., достигало 88 %. Обогатительная фабрика № 5 и ее хвостохранилище не эксплу­ атировались с октября 2004 г., в 2005 г. фабри­ ка была демонтирована, а хвостохранилище ликвидировано в 2010 г. по специально разра­ ботанному проекту. В дальнейшем возникла возможность более глубокого извлечения ал­ мазов на существующей обогатительной фаб­ рике № 3 Мирнинского ГОКа, в связи с чем на ме­ сте складирования промытых песков были про­ ведены геологоразведочные работы, разработа­ на соответствующая техническая документация и данные складированные пески были переведены в разряд ТМ «Хвостохранилище фабрики № 5» для дальнейшей его отработки. Перспективные направления изменения зако­ нодательства Российской Федерации в стимули­ ровании предпринимательского интереса к пе- реработкетехногенных минеральных образова­ ний Одним из основных потенциалов стимулиро­ вания интереса инвесторов к переработке ОГОМП является отказ от догм, диктуемых Федеральным законом «О недрах», и усиление законодательных позиций Федерального закона «Об отходах производства и потребления», что легко обнаруживается при сравнении схем формирования коммерческой эффективности предприятий по переработке ОГОМП, действую­ щих в соответствии с требованиями одного или другого закона [Федеральный закон..., 1992; Федеральный закон..., 1998]. Для увеличения инвестиционной привлека­ тельности использования ОГОМП необходимо вывести регулирование отношений, возникаю­ щих в связи с их использованием, из-под юрис­ дикции Федерального закона «О недрах». В условиях высокой народно-хозяйственной значимости эффекта от переработки ОГОМП переход прав на их использование должен осуществляться на бесплатной основе. Следующим стимулирующим моментом по­ вышения интереса инвесторов к переработке ОГОМП могут стать налоговые преференции. Учитывая ущерб, наносимый от размещения ОГОМП не только землям и водным объектам, но и конкретно здоровью человека, это со­ вершенно согласуется с интересами общества. Естественно, что в первую очередь предприя­ тие, осуществляющее переработку ТМО, должно быть освобождено от уплаты налога на добычу полезных ископаемых, для чего необходимо вне­ сение изменений в Налоговый кодекс РФ. Не ме­ нее рациональным, по мнению многих экономи­ стов, является освобождение от уплаты налога

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz