Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.
Для перехода на новые технологии россып ной добычи необходимо выполнение следу ющих условий [Прусс, 2009]: - сплошная переработка отвального комплек са, бортовых и плотиковых недоработок (технологическая рекультивация) на промы вочном оборудовании нового поколения; - переход на заявочный регламент недрополь зования россыпных объектов и резкое уменьше ние объемов разрешительной документации. Согласно проекту Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ "О недрах"», в Магаданской области предполагалось: 1) предоставлять в пользование техногенные месторождения без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр; 2) разрешить недропользователю осуществлять добычу полезных ископаемых из техногенных отвалов в границах горного отвода, предостав ленного в соответствии с лицензией, без прове дения геологоразведочных работ и исключить из основных требований к рациональному ис пользованию и охране недр проведение государ ственной экспертизы запасов полезных ископае мых по отношению к техногенным отвалам, представляющим собой вторичный комплекс пе реработки сырья. Списание же запасов произво дить по фактическим объемам добычи, когда бу дет завершен промывочный сезон. Кроме того, предлагалось передать на регио нальный уровень полномочия по вопросам лицензирования техногенных россыпей. В качестве положительного примера облег ченной процедуры ввода в эксплуатацию ТМО может быть приведен опыт ПАО АК «АЛРОСА», когда компания успешно оспорила претензии Росприроднадзора Минприроды России по факту выявленного в 2013 г. «самовольного» пользо вания недрами и безлицензионной добычи ал мазов из ТМО - - хвостов обогащения. При отра ботке Мирнинским ГОКом россыпного место рождения «Водораздельные галечники» алма зоносные пески обогащались на обогатитель ной фабрике № 5 и затем складировались на хвостохранилище согласно разработанному проекту. Обогащение песков происходило без использования химических реагентов путем механической промывки. При этом извлече ние алмазов на фабрике, построенной в нача ле 1960-х гг., достигало 88 %. Обогатительная фабрика № 5 и ее хвостохранилище не эксплу атировались с октября 2004 г., в 2005 г. фабри ка была демонтирована, а хвостохранилище ликвидировано в 2010 г. по специально разра ботанному проекту. В дальнейшем возникла возможность более глубокого извлечения ал мазов на существующей обогатительной фаб рике № 3 Мирнинского ГОКа, в связи с чем на ме сте складирования промытых песков были про ведены геологоразведочные работы, разработа на соответствующая техническая документация и данные складированные пески были переведены в разряд ТМ «Хвостохранилище фабрики № 5» для дальнейшей его отработки. Перспективные направления изменения зако нодательства Российской Федерации в стимули ровании предпринимательского интереса к пе- реработкетехногенных минеральных образова ний Одним из основных потенциалов стимулиро вания интереса инвесторов к переработке ОГОМП является отказ от догм, диктуемых Федеральным законом «О недрах», и усиление законодательных позиций Федерального закона «Об отходах производства и потребления», что легко обнаруживается при сравнении схем формирования коммерческой эффективности предприятий по переработке ОГОМП, действую щих в соответствии с требованиями одного или другого закона [Федеральный закон..., 1992; Федеральный закон..., 1998]. Для увеличения инвестиционной привлека тельности использования ОГОМП необходимо вывести регулирование отношений, возникаю щих в связи с их использованием, из-под юрис дикции Федерального закона «О недрах». В условиях высокой народно-хозяйственной значимости эффекта от переработки ОГОМП переход прав на их использование должен осуществляться на бесплатной основе. Следующим стимулирующим моментом по вышения интереса инвесторов к переработке ОГОМП могут стать налоговые преференции. Учитывая ущерб, наносимый от размещения ОГОМП не только землям и водным объектам, но и конкретно здоровью человека, это со вершенно согласуется с интересами общества. Естественно, что в первую очередь предприя тие, осуществляющее переработку ТМО, должно быть освобождено от уплаты налога на добычу полезных ископаемых, для чего необходимо вне сение изменений в Налоговый кодекс РФ. Не ме нее рациональным, по мнению многих экономи стов, является освобождение от уплаты налога
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz