Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.
[Бодуэн и др., 2013]) такой подход обоснован, чего нельзя сказать в отношении других, ме нее значимых объектов. Так, процесс подготовки ТМ «Отвалы Алларе- ченского месторождения» к освоению продол жался около 6 лет. За это время инфляция запа сов объекта, учитывая сложившуюся динамику разрушения руд за 40-летний период, составила не менее 180 т никеля [Селезнев, 2013]. Характерным примером может служить озеро Барьерное, расположенное на территории г. Норильска. В нем до середины 2016 г. происхо дил постоянный процесс накопления запасов техногенного сырья за счет потерь основных (Ni, Си, Со) и попутных (Pt, Pd, Ir, Ru, А ^ Ag, Se, Те) полезных компонентов металлургического про изводства Никелевого завода (Заполярный фи лиал ПАО ГМК «Норильский никель»), которые в виде песков накапливаются на дне озера, используемого в качестве прудка-охладителя оборотной воды. Ежегодно накапливалось не сколько тонн никеля, но, чтобы иметь возмож ность его добывать (добыча происходит эле ментарно — земснарядом), по законодательству необходимо по мере отработки разведанных и поставленных на баланс запасов периодически проводить геологоразведочные работы и защи щать запасы в ГКЗ. В результате, эксплуатирую щему малому предприятию необходимо либо содержать геологическую службу, либо об ращаться в профильные организации. Примечательно, что, если в период подготови тельных работ предприятие, получившее лицен зию на переработку ТМО, по каким-то причинам задержало сроки выполнения этапов регламента (условий пользования участком недр), установ ленных лицензионным соглашением, оно мо жет быть оштрафовано органами Росприрод- надзора. А придание статуса горного предпри ятия лишает предприятие по переработке ТМО государственной поддержки при проведе нии научно-исследовательских работ и внедре нии инновационных технологий в рамках Феде рального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Федеральный закон..., 2007] и налоговых льгот, предоставляемых предприятиям, осуществляю щим переработку отходов, в соответствие с Фе деральным законом «Об охране окружающей среды» [Федеральный закон., 2002]. Таким образом, совершенно очевидно, что при существующих законодательных нормах и при низкой рентабельности производства инвестиции в переработку ОГОМП крайне невыгодны. Примеры упрощенной процедуры ввода в экс плуатацию техногенных минеральных образо ваний Вопрос об упрощении процедуры вовлече ния ТМО в переработку поднимался и ранее. Так, еще в мае 2010 г. Магаданская областная Дума обратилась в Государственную Думу РФ с инициативой упрощения доступа к техноген ным россыпям путем внесения ряда поправок в Федеральный закон «О недрах». На террито рии области находится множество подобных объектов, большинство из которых содержит от 1 до 10 кг золота. Суммарный же потенциал техногенного комплекса россыпедобычи раз ными экспертами оценивается в пределах от 250 до 1000 т [Прусс, 2009]. При этом техногенные россыпи, как и хвосты золоторуд ных обогатительных фабрик, являются опас ными для окружающей среды, так как содер жат в себе ртуть и другие загрязняющие веще ства, используемые при амальгамации золота. Россыпедобыча сама по себе не является высо корентабельным производством, а, скорее, соци ально-экономической составляющей жизнеобес печения минерально-сырьевых территорий Ма гаданской области, испытывающей в настоящее время катастрофический отток квалифицирован ных кадров из-за сокращения рабочих мест. Необходимо, чтобы и нормативно-правовая база, и налогообложение учитывали эти особенности, тем более при переработке отвального комплек са россыпедобычи. Многолетнее изучение хвостов золотодобычи показало, что содержание в них свободного золо та (0,26-0,68 г/м3) сегодня уже выше, чем сред нее в отрабатываемых россыпях (0,17-0,25 г/м3); сплошная переработка хвостов золотодобычи высокопроизводительными модулями позволит получать свободное золото и концентрат связан ного золота с содержанием до 500 г/т с его по следующей глубокой переработкой. Переход на новую методологию добычи полез ных ископаемых из россыпных месторождений позволит (применительно к Магаданской области): стабилизировать объем добычи золота на уровне 15-20 т золота в год; создать новые рабочие места на длительный срок; завершить техноло гическую рекультивацию площадей, затрону тых золотодобычей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz