Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.

жением числа рабочих мест; ущерб от повы­ шенного уровня заболеваемости населения, связанного с хранением ОГОМП; ущерб от со­ кращения биологических ресурсов и др. Возникновение добавочной себестоимости единицы добытого из техногенных минераль­ ных образований сырья Существующий нормативно-правовой ре­ гламент вовлечения техногенных минераль­ ных образований в переработку Возникновение добавочной себестоимости единицы добытого из ТМО сырья при и так низкой рентабельности их переработки за счет затрат обусловлено действующим законода­ тельством РФ — Федеральным законом «О недрах» [Федеральный закон..., 1992]. Процедура подготовки к эксплуатации и сама эксплуатация ТМО сильно усложняются и затя­ гиваются, так как по аналогии с месторожде­ ниями коренных недр должны включать сле­ дующие этапы: приобретение лицензии на право проведения работ по геологическому изучению недр и добычу полезных ископаемых ТМО; по­ этапное геологическое изучение ТМО; проекти­ рование предприятия по переработке ТМО; по­ лучение разрешительной документации на пере­ работку ТМО; сопровождение работ по извлече­ нию полезных компонентов из ТМО. Процедура передачи ТМО в переработку вы­ зывает нарекания, так как в соответствие с требованиями ФЗ «О недрах» должна осу­ ществляться через аукционы (конкурсы). Од­ нако в условиях низкого спроса организация и проведение таких аукционов весьма про­ блематичны, а ТМО, имеющие признаки недр федерального значения вообще рискуют остаться не востребованными. Существенный объем инвестиций в разве­ дочные работы по изучению ТМО, «заморажи­ ваемый» на неопределенный срок, может, в конечном итоге, существенно повлиять на рентабельность предприятия. На этапе получения разрешительной докумен­ тации на переработку ТМО предприятие обязано: получить в органах Ростехнадзора горноотвод­ ный акт на основании разработанного проекта горного отвода в уточненных границах; осуще­ ствить регистрацию предприятия в государствен­ ном реестре опасных производственных объек­ тов; разработать и согласовать в органах Ростех­ надзора Положение о производственном кон­ троле соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; заключить договор страхования граж­ данской ответственности при эксплуатации опас­ ного производственного объекта; разработать план ликвидации аварий и заключить с профес­ сиональной горноспасательной службой договор на обслуживание организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; получить ли­ цензию на осуществление деятельности по про­ изводству маркшейдерских работ или заключить договор на маркшейдерское обслуживание с ор­ ганизацией, имеющей такую лицензию; разрабо­ тать и согласовать в территориальных органах Федерального агентства по недропользованию программу экологического мониторинга и произ­ водственного экологического контроля; утвер­ дить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Роспри- роднадзор) на основании разработанного проек­ та нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; утвердить нормативы и полу­ чить разрешение на выбросы вредных (загрязня­ ющих) веществ в атмосферный воздух в органах Росприроднадзора на основании разработанного проекта допустимых выбросов (ПДВ); разрабо­ тать и согласовать в органах Росприроднадзора проект на размещения горных отходов в случае, если они не используются для засыпки вырабо­ танного пространства. Необходимый объем сопровождения работ по извлечению полезных компонентов из ОГОМП включает: ежегодную разработку и согласование в органах Ростехнадзора «Годовых планов разви­ тия горных работ»; геолого-маркшейдерское со­ провождение работ по извлечению полезных компонентов; ежегодную отчетность по движе­ нию запасов; при неподтверждении запасов их геолого-экономическую переоценку и пересчет. В соответствии с нормативными требованиями предприятию на весь период отработки необхо­ димо содержать геолого-маркшейдерский отдел и проводить необходимый объем аналитических работ для оперативного учета запасов. Поэтому существующий нормативно-правовой регламент вовлечения ТМО в переработку приводит к существенным народно-хозяйственным убыткам. Вероятно, в ряде единичных случаев (например, уникальных хвостохранилищ пирротиновых и магнетитовых песков, шлаковых отвалов Запо­ лярного филиала ПАО ГМК «Норильский никель»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz