Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2020 г.
жением числа рабочих мест; ущерб от повы шенного уровня заболеваемости населения, связанного с хранением ОГОМП; ущерб от со кращения биологических ресурсов и др. Возникновение добавочной себестоимости единицы добытого из техногенных минераль ных образований сырья Существующий нормативно-правовой ре гламент вовлечения техногенных минераль ных образований в переработку Возникновение добавочной себестоимости единицы добытого из ТМО сырья при и так низкой рентабельности их переработки за счет затрат обусловлено действующим законода тельством РФ — Федеральным законом «О недрах» [Федеральный закон..., 1992]. Процедура подготовки к эксплуатации и сама эксплуатация ТМО сильно усложняются и затя гиваются, так как по аналогии с месторожде ниями коренных недр должны включать сле дующие этапы: приобретение лицензии на право проведения работ по геологическому изучению недр и добычу полезных ископаемых ТМО; по этапное геологическое изучение ТМО; проекти рование предприятия по переработке ТМО; по лучение разрешительной документации на пере работку ТМО; сопровождение работ по извлече нию полезных компонентов из ТМО. Процедура передачи ТМО в переработку вы зывает нарекания, так как в соответствие с требованиями ФЗ «О недрах» должна осу ществляться через аукционы (конкурсы). Од нако в условиях низкого спроса организация и проведение таких аукционов весьма про блематичны, а ТМО, имеющие признаки недр федерального значения вообще рискуют остаться не востребованными. Существенный объем инвестиций в разве дочные работы по изучению ТМО, «заморажи ваемый» на неопределенный срок, может, в конечном итоге, существенно повлиять на рентабельность предприятия. На этапе получения разрешительной докумен тации на переработку ТМО предприятие обязано: получить в органах Ростехнадзора горноотвод ный акт на основании разработанного проекта горного отвода в уточненных границах; осуще ствить регистрацию предприятия в государствен ном реестре опасных производственных объек тов; разработать и согласовать в органах Ростех надзора Положение о производственном кон троле соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; заключить договор страхования граж данской ответственности при эксплуатации опас ного производственного объекта; разработать план ликвидации аварий и заключить с профес сиональной горноспасательной службой договор на обслуживание организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; получить ли цензию на осуществление деятельности по про изводству маркшейдерских работ или заключить договор на маркшейдерское обслуживание с ор ганизацией, имеющей такую лицензию; разрабо тать и согласовать в территориальных органах Федерального агентства по недропользованию программу экологического мониторинга и произ водственного экологического контроля; утвер дить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Роспри- роднадзор) на основании разработанного проек та нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; утвердить нормативы и полу чить разрешение на выбросы вредных (загрязня ющих) веществ в атмосферный воздух в органах Росприроднадзора на основании разработанного проекта допустимых выбросов (ПДВ); разрабо тать и согласовать в органах Росприроднадзора проект на размещения горных отходов в случае, если они не используются для засыпки вырабо танного пространства. Необходимый объем сопровождения работ по извлечению полезных компонентов из ОГОМП включает: ежегодную разработку и согласование в органах Ростехнадзора «Годовых планов разви тия горных работ»; геолого-маркшейдерское со провождение работ по извлечению полезных компонентов; ежегодную отчетность по движе нию запасов; при неподтверждении запасов их геолого-экономическую переоценку и пересчет. В соответствии с нормативными требованиями предприятию на весь период отработки необхо димо содержать геолого-маркшейдерский отдел и проводить необходимый объем аналитических работ для оперативного учета запасов. Поэтому существующий нормативно-правовой регламент вовлечения ТМО в переработку приводит к существенным народно-хозяйственным убыткам. Вероятно, в ряде единичных случаев (например, уникальных хвостохранилищ пирротиновых и магнетитовых песков, шлаковых отвалов Запо лярного филиала ПАО ГМК «Норильский никель»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz