Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2024 г.

Сотрудники Горного института объяснили школьникам, что такое минералы и как их можно отделить друг от друга. Фото Д. Шибаевой ститута им. Н.А. Аврорина найти ответ на во­ прос «кто такие хищные насекомые - друзья или враги растений?». Лекции? Да, это отличный способ глубже по­ знакомиться с темой. Эту форму выбрали экологи и химики: На­ дежда Фокина рассказала о том, что умеют бактерии, Александра Чапоргина - о пользе и вреде жизни с плесенью, Алевтина Гостева предложила школьникам введение в науку, а Владимир Долматов раскрыл актуальность электрохимических исследований в науке и производстве. Мария Кулькова из Горного института доказала, что горная наука - это не только «про горы», и помогла понять, сколь­ ко весят горы. Андрей Маслобоев, ученый из Института информатики и математическо­ го моделирования им. В. А. Путилова в лекции с заковыристым названием «Интеллектуаль­ ная движущая электросила арктической нау­ ки» познакомил старшеклассников с опытом участия Кольского научного центра в междис­ циплинарных проектах по созданию и испы­ танию электрических транспортных средств. Сотрудники Центра гуманитарных проблем Баренц-региона не побоялись затронуть слож­ ные для понимания вопросы: Ксения Казакова прочла лекцию «Университет как колыбель российской науки. К 300-летию РАН», Олеся Су­ лейманова - «Киберэтнография и виртуальная жизнь коренных малочисленных народов Се­ вера», Ольга Змеева - «Из истории строитель­ ства Мурманской железной дороги: миграция и адаптация рабочих», Марк Шахнович - «Ар­ хеология и волонтерское движение в России». Ученый Института экономических проблем им. ГП. Лузина Роман Бадылевич поднял тему «Современные инструменты инвестирования и сбережения ФИЦ КНЦ РАН». Практикум позволяет не просто прикос­ нуться к науке, но и действительно стать участником научного процесса. Исследова­ тели из Института информатики предпочли в этом году формат практического семинара. Дарья Халиуллина и Виталий Быстров пооб­ щались с подростками на тему «Агенты вокруг нас», Андрей Федоров, Игорь Датьев и Иван Вишняков - о том, как ученые запутались в социальных сетях. Лекционно-практические занятия выбрали сотрудники Ботанического сада, Института экологии и Горного института: Надежда Фокина научила школьников прово­ дить микробиологические исследования, Ека­ терина Копеина продемонстрировала, зачем нужно изучать тундру, а Дарья Шибаева, Де­ нис Волков и Данил Асанович учили не только 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz