Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2024 г.

нуется оно в тексте «Laplanders» - лапланд­ цы), которое сезонно перемещалось по Хи­ бинскому горному массиву или же рядом с ним. Следующий фрагмент касается непосред­ ственно станции Имандра, расположенной в 91 миле или 137 верстах (146 километрах) от Мурманска: «Станция имеет четыре пути и двойное водное оборудование. Водозабор­ ная станция находится к югу от депо. Есть бараки для служащих и веерное депо из дре­ весины с тремя стойлами, вмещающее шесть локомотивов. Город отсутствует, есть только здания вокзала.» Информация о станции Имандра относи­ тельно подробна, позволяет понять инфра­ структурное развитие этого железнодорож­ ного пункта, выделить его основные черты и особенности. И действительно, из этого тек­ ста мы можем увидеть достаточно серьезный уровень используемого на станции оборудова­ ния, обеспечивающее функционирование всей системы перевозок на этом участке. Плохое состояние этой станции значительно бы ска­ залось на перемещении иностранных войск, поэтому интервентам нужно было понимать, как выглядит эта станция в своем первоздан­ ном виде. Описание же природы у Имандровского же­ лезнодорожного пункта было следующим: «Местность в основном состоит из песка с небольшим количеством песчаных заносов, а болот меньше, чем немного южнее. Линия проходит рядом с побережьем озера Иман­ дра, прорезая хребты Хибинских гор. Горы описываются как «нависающие» над озером, но с промежутком от 1 до 2 миль. Железная дорога пересекает их по широкому перевалу на высоте 809 футов. Грунт в основном песча­ ный с основанием из твердой породы. По ле­ вую руку - прекрасный еловый лес, а по пра­ вую - открытая местность.» Здесь важным моментом является не толь­ ко очевидное упоминание Хибинских гор (до­ статочно странное, ибо если его анализиро­ вать: Мурманская железная дорога с точки зрения американских военных на этом участке будто бы впивается в горные породы, что не со­ ответствует реальности, пусть горы и являются природной преградой), но и упоминание сухо­ го климата. Действительно, территория здесь была менее влажной, чем при дальнейшем движении на юг. О подобной климатической характеристике сообщал биолог Б. Н. Шапош­ ников в своем дневнике во время посещения станции Хибины летом 1918 года, сравнивал ее с поселком Белая губа, расположенной приблизительно в десяти километрах ниже станции Хибины, и Кандалакшей не в пользу последних, так как там его досаждали комары [Шапошников, 2012]. В путеводителе сама станция Хибины от­ дельно не выделяется, однако в пункте с опи­ санием станции Имандра указано о наличии на 156 версте или 103 миле (166 километре) карьерной ямы, лесопилки, запасного пути. И если мы посчитаем расстояние, 156 верста будет соответствовать расположению стан­ ции Хибины. То есть возникает достаточно интересная ситуация: станция не отмечена на карте, у нее нет выделенного абзаца с на­ званием, но ей дана пусть и достаточно не­ большая, но все же характеристика. Здесь вполне можно понять логику военных, им было важно отметить любой объект, име­ ющий стратегическое значение. Например, здесь часто отмечены отдельно стоящие мо­ сты на той или иной версте. А вот утруждать себя выделением каждой станции в отдель­ ный пункт с названием в самом тексте авто­ ры не посчитали нужным, так как за основу они брали российские картографические ма­ териалы, а на них станция Хибины отмечена не была. После станции Имандра следует стан­ ция Тикозеро, расположенная в 122 милях, или 184 верстах (196 километрах) от Мур­ манска. Ей дана следующая характеристи­ ка: «Станция имеет два пути с двойным во­ дным оборудованием и бараки для служащих. От этого места линия покидает озеро и идет на юго-запад, петляя между большими боло­ тами. Местность постепенно переходит в пло­ скую равнину, с множеством больших болот, покрытых мелкими деревьями и кустарником, но без леса». 21 Е.О. Сушко rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz