Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2024 г.
нуется оно в тексте «Laplanders» - лапланд цы), которое сезонно перемещалось по Хи бинскому горному массиву или же рядом с ним. Следующий фрагмент касается непосред ственно станции Имандра, расположенной в 91 миле или 137 верстах (146 километрах) от Мурманска: «Станция имеет четыре пути и двойное водное оборудование. Водозабор ная станция находится к югу от депо. Есть бараки для служащих и веерное депо из дре весины с тремя стойлами, вмещающее шесть локомотивов. Город отсутствует, есть только здания вокзала.» Информация о станции Имандра относи тельно подробна, позволяет понять инфра структурное развитие этого железнодорож ного пункта, выделить его основные черты и особенности. И действительно, из этого тек ста мы можем увидеть достаточно серьезный уровень используемого на станции оборудова ния, обеспечивающее функционирование всей системы перевозок на этом участке. Плохое состояние этой станции значительно бы ска залось на перемещении иностранных войск, поэтому интервентам нужно было понимать, как выглядит эта станция в своем первоздан ном виде. Описание же природы у Имандровского же лезнодорожного пункта было следующим: «Местность в основном состоит из песка с небольшим количеством песчаных заносов, а болот меньше, чем немного южнее. Линия проходит рядом с побережьем озера Иман дра, прорезая хребты Хибинских гор. Горы описываются как «нависающие» над озером, но с промежутком от 1 до 2 миль. Железная дорога пересекает их по широкому перевалу на высоте 809 футов. Грунт в основном песча ный с основанием из твердой породы. По ле вую руку - прекрасный еловый лес, а по пра вую - открытая местность.» Здесь важным моментом является не толь ко очевидное упоминание Хибинских гор (до статочно странное, ибо если его анализиро вать: Мурманская железная дорога с точки зрения американских военных на этом участке будто бы впивается в горные породы, что не со ответствует реальности, пусть горы и являются природной преградой), но и упоминание сухо го климата. Действительно, территория здесь была менее влажной, чем при дальнейшем движении на юг. О подобной климатической характеристике сообщал биолог Б. Н. Шапош ников в своем дневнике во время посещения станции Хибины летом 1918 года, сравнивал ее с поселком Белая губа, расположенной приблизительно в десяти километрах ниже станции Хибины, и Кандалакшей не в пользу последних, так как там его досаждали комары [Шапошников, 2012]. В путеводителе сама станция Хибины от дельно не выделяется, однако в пункте с опи санием станции Имандра указано о наличии на 156 версте или 103 миле (166 километре) карьерной ямы, лесопилки, запасного пути. И если мы посчитаем расстояние, 156 верста будет соответствовать расположению стан ции Хибины. То есть возникает достаточно интересная ситуация: станция не отмечена на карте, у нее нет выделенного абзаца с на званием, но ей дана пусть и достаточно не большая, но все же характеристика. Здесь вполне можно понять логику военных, им было важно отметить любой объект, име ющий стратегическое значение. Например, здесь часто отмечены отдельно стоящие мо сты на той или иной версте. А вот утруждать себя выделением каждой станции в отдель ный пункт с названием в самом тексте авто ры не посчитали нужным, так как за основу они брали российские картографические ма териалы, а на них станция Хибины отмечена не была. После станции Имандра следует стан ция Тикозеро, расположенная в 122 милях, или 184 верстах (196 километрах) от Мур манска. Ей дана следующая характеристи ка: «Станция имеет два пути с двойным во дным оборудованием и бараки для служащих. От этого места линия покидает озеро и идет на юго-запад, петляя между большими боло тами. Местность постепенно переходит в пло скую равнину, с множеством больших болот, покрытых мелкими деревьями и кустарником, но без леса». 21 Е.О. Сушко rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz