Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2024 г.
торов к информации о различных территориях привело к тому, что здесь наиболее подробно описывается Хибинский край, если мы будем анализировать все иностранные источники, выпущенные в период Гражданской войны и интервенции. Хибинский край в путеводителе На первой же находившейся внутри изу чаемого нами военного путеводителя карте под названием «Северо-Западная Россия» от мечены Хибинские горы (оригинальное назва ние на английском языке на карте «Chibinsky mtns», «mtns» здесь означает «mountains», то есть горы) и станция Имандра. Эта карта является наиболее масштабной, она призва на показать всю анализируемую военными представителями США территорию. И если говорить о всех типах населенных пунктов Александровского уезда, то лишь Имандра была отмечена наряду c такими станциями, городами и поселениями, как: Кола, Мур манск, Александровск, Печенга, Пазрецкий погост (обозначенный на карте как «Борис/ Глеб» по названию Борисоглебской церкви и отмеченный из-за статуса пограничного перехода). То есть авторы решили зафикси ровать здесь наиболее важные населенные пункты и станции с их точки зрения, поэтому многие обозначения «малозначительных» населенных пунктов попросту отсутствуют (речь идет именно о карте, не о текстовой ин формации). Вероятнее всего, станция Иман дра была обозначена на карте, так как у нее было самое большое транспортное и логисти ческое значение в Хибинах, и это был наибо лее крупный станционный населенный пункт на тот момент. В тексте книги наличествует страница «Дис танции», где отмечено конкретное расстояние станций от Мурманска до Петрограда. Имандра обозначается там второй станцией. Как ука зано в таблице, расстояние ее до Мурманска составляет 97 миль или 137 верст (146 кило метров), однако это ошибка, так как 97 миль составляет 146 верст (156 километров). Да лее в путеводителе будет указана правильная дистанция. Так как в этой таблице отсутствует расстояние многих других станций, то здесь, как и в случае с картой, показаны расстояния лишь наиболее важных железнодорожных пунктов для военной и оккупационной кампа нии союзнических сил. Имандра указана и в перечислении всех железнодорожных узлов в «Списке станций Мурманской железной дороги» под номером шесть, а под номером семь присутствует дру гая станция около Хибинских гор - Тикозеро. Под соответствующими номерами две стан ции обозначены и на прилагаемой к списку карте. Карта позволяет поверхностно оценить расстояние между двумя вышеназванными станциями. В главе «Маршрут А. От Мурманска до Пе трограда» начинается подробное описание территорий, которые окружают Мурманскую железную дорогу или являются ее частью. По большей части здесь дается характери стика тем или иным станциям, разъездам, же лезнодорожным постам, отмечаются в главе и важные инфраструктурные объекты, вроде: мосты, насыпи, небольшие разъезды. И имен но здесь раскрывается основная информация обо всех данных, касающихся территории Хи бинского края. Первое описание, упоминающее Хибинские горы, относится к станции Оленья в 69 милях, или 105 верстах (111 километрах) от Мурман ска (в тексте упоминается «линия» - речь о са мой железной дороге). «Далее линия проходит мимо озера Имандра <...> Озеро лежит в глав ном горном хребте Кольского полуострова, из вестном как Хибинские горы, которые возвы шаются на 3 600 футов на востоке. Лапландцы летом разбивают лагерь на Хибинских горах вместе со своими оленями. Линия проходит у подножия этих гор, пересекая множество рек, которые поднимаются в ледниках выше. Нижние гребни гор покрыты сосновыми леса ми, но выше они совершенно голые. На запа де к озеру земля открыта, и для защиты линии зимой необходимы снежные щиты.» Можно сразу выделить горы в качестве естественного природного препятствия для движения железнодорожных составов. Также упомянуто и саамское население (име- 19 Е.О. Сушко rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz