Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2024 г.

торов к информации о различных территориях привело к тому, что здесь наиболее подробно описывается Хибинский край, если мы будем анализировать все иностранные источники, выпущенные в период Гражданской войны и интервенции. Хибинский край в путеводителе На первой же находившейся внутри изу­ чаемого нами военного путеводителя карте под названием «Северо-Западная Россия» от­ мечены Хибинские горы (оригинальное назва­ ние на английском языке на карте «Chibinsky mtns», «mtns» здесь означает «mountains», то есть горы) и станция Имандра. Эта карта является наиболее масштабной, она призва­ на показать всю анализируемую военными представителями США территорию. И если говорить о всех типах населенных пунктов Александровского уезда, то лишь Имандра была отмечена наряду c такими станциями, городами и поселениями, как: Кола, Мур­ манск, Александровск, Печенга, Пазрецкий погост (обозначенный на карте как «Борис/ Глеб» по названию Борисоглебской церкви и отмеченный из-за статуса пограничного перехода). То есть авторы решили зафикси­ ровать здесь наиболее важные населенные пункты и станции с их точки зрения, поэтому многие обозначения «малозначительных» населенных пунктов попросту отсутствуют (речь идет именно о карте, не о текстовой ин­ формации). Вероятнее всего, станция Иман­ дра была обозначена на карте, так как у нее было самое большое транспортное и логисти­ ческое значение в Хибинах, и это был наибо­ лее крупный станционный населенный пункт на тот момент. В тексте книги наличествует страница «Дис­ танции», где отмечено конкретное расстояние станций от Мурманска до Петрограда. Имандра обозначается там второй станцией. Как ука­ зано в таблице, расстояние ее до Мурманска составляет 97 миль или 137 верст (146 кило­ метров), однако это ошибка, так как 97 миль составляет 146 верст (156 километров). Да­ лее в путеводителе будет указана правильная дистанция. Так как в этой таблице отсутствует расстояние многих других станций, то здесь, как и в случае с картой, показаны расстояния лишь наиболее важных железнодорожных пунктов для военной и оккупационной кампа­ нии союзнических сил. Имандра указана и в перечислении всех железнодорожных узлов в «Списке станций Мурманской железной дороги» под номером шесть, а под номером семь присутствует дру­ гая станция около Хибинских гор - Тикозеро. Под соответствующими номерами две стан­ ции обозначены и на прилагаемой к списку карте. Карта позволяет поверхностно оценить расстояние между двумя вышеназванными станциями. В главе «Маршрут А. От Мурманска до Пе­ трограда» начинается подробное описание территорий, которые окружают Мурманскую железную дорогу или являются ее частью. По большей части здесь дается характери­ стика тем или иным станциям, разъездам, же­ лезнодорожным постам, отмечаются в главе и важные инфраструктурные объекты, вроде: мосты, насыпи, небольшие разъезды. И имен­ но здесь раскрывается основная информация обо всех данных, касающихся территории Хи­ бинского края. Первое описание, упоминающее Хибинские горы, относится к станции Оленья в 69 милях, или 105 верстах (111 километрах) от Мурман­ ска (в тексте упоминается «линия» - речь о са­ мой железной дороге). «Далее линия проходит мимо озера Имандра <...> Озеро лежит в глав­ ном горном хребте Кольского полуострова, из­ вестном как Хибинские горы, которые возвы­ шаются на 3 600 футов на востоке. Лапландцы летом разбивают лагерь на Хибинских горах вместе со своими оленями. Линия проходит у подножия этих гор, пересекая множество рек, которые поднимаются в ледниках выше. Нижние гребни гор покрыты сосновыми леса­ ми, но выше они совершенно голые. На запа­ де к озеру земля открыта, и для защиты линии зимой необходимы снежные щиты.» Можно сразу выделить горы в качестве естественного природного препятствия для движения железнодорожных составов. Также упомянуто и саамское население (име- 19 Е.О. Сушко rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz