Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2024 г.
ИЗУЧАЯ АМЕРИКАНСКИЙ ВОЕННЫЙ СПРАВОЧНИК 1918 ГОДА: ХИБИНСКИЙ КРАЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Вестник К0льск0г0 научн0г0 центра 3/2024 (16) Рис. 1. Обложка военного путеводителя [Russia, route zone A, 1918]. образом офицеры могут дополнять сведения в путеводителе: «В конце этой книги имеются пустые стра ницы для новой или дополнительной инфор мации. Они озаглавлены «Дополнения и ис правления». Офицерам, получающим такую информацию, предписывается немедленно направлять ее по следующему адресу: Под раздел военной монографии, Отдел военной разведки, Генеральный штаб, Вашингтон, округ Колумбия. Офицеры должны помнить, что, казалось бы, незначительная информация может пред ставлять большую ценность. Например, длина моста, количество домов в деревне, имя хо рошего проводника - все это стоит отметить и передать в Вашингтон.» То есть весь сбор информации военнослу жащими тщательно контролировался, а гриф «для служебного пользования» ограничивал хождение материалов среди посторонних лиц. Более того, как указано на страницах издания, всего количество выпущенных экземпляров книги составляет 3000, а это явно достаточно лишь для использования путеводителя стар шими офицерами. Во введении четко объясняется, какое зна чение имеет как Север России, так и Мурман для иностранных армий: «Для проведения военных операций в Рос сии желательно иметь доступ со всех сторон. Если входы в Балтийское и Черное моря будут закрыты, придется выбирать между север ными путями через Мурманск и Архангельск и восточными путями через Сибирь. <...> С се вера маршрут проходит по морю от Галифакса до Мурманска, 3 000 миль, а затем по желез ной дороге до Москвы, 1 215 миль, или всего 4 215 миль. Альтернативный маршрут, через Архангельск, на 330 миль длиннее по воде и на 510 миль короче по железной дороге. Однако из-за льда в Белом море порт Архан гельск закрыт для судоходства несколько ме сяцев в году. <...> Однако Мурманский тракт - единственный путь в Россию с севера, доступный в любое время года, а Мурманский порт - единствен ная дверь, которая никогда не закрывает ся. Параллельные железнодорожные линии, идущие на юг из Мурманска и Архангельска, соответственно, пересекают восточную и за падную линии из Петрограда в Сибирь, пер вая - в Званке, вторая - в Вологде. Любой из этих северных маршрутов, дополняющих друг друга, более чем на 5 000 миль короче, чем путь с Тихого океана. Если военные действия будут вестись на севере России, то важность этих линий, направленных во фланг любой ар мии, действующей с востока, очевидна.». Таким образом, совершенно ясно, что ра бота «Россия, маршрутная зона А» служила сугубо военным целям всех союзнических сил и использовалась для помощи в установ лении иностранного оккупационного режима на территориях Александровского и Кемско го уездов, контроля за Мурманской железной дорогой. Однако значительное обращение ав 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz