Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2024 г.
государственно порядка на обширных про странствах бывшей Российской Империи. Под особенностями мы понимаем и вовлечен ность местного населения в социально-по литические процессы, и уровень присутствия иностранного военного контингента, и эконо мическое взаимодействие между различными контрагентами, и обстоятельства вооружен ных столкновений и т.д. Поэтому период с фев раля 1917 года по март 1920 года на Мурмане можно рассматривать таким образом, чтобы была возможность выделять определенные территории и уже заниматься непосредствен ным изучение этих территорий. Стоит уточнить: еще 2 марта 1918 года с со гласия центральных большевистских властей и Мурманского совета было заключено согла шение о сотрудничестве с союзниками [Голдин, 1993]. Началась «интервенция по приглаше нию», когда большевики и союзники совместно сосуществовали на Мурмане. Но к концу июня 1918 года Мурманский краевой совет под вли янием союзнических сил разорвал отношения с большевиками, с этого момента Мурманский край находился под контролем британцев, французов и американцев. Конечно, союзни ческими войсками была занята и Мурманская железная дорога, являвшаяся на тот момент одной из главных транспортных артерий всего Севера России. Интервенция значительно по влияла на взаимодействие всех политических групп на Кольской земле Как мы уже выше говорили, существуют особенные территории, на Мурмане такой тер риторией стал Хибинский край. Под Хибинским краем периода всероссий ского гражданского конфликта мы понимаем следующую совокупность субъектов: весь Хи бинский горный массив, прилегающие к нему станции и разъезды (станции Хибины, Иман дра, Тикозеро, разъезд Белый), а также по селение Белая губа. В результате появления ряда научных работ были рассмотрены и кон кретизированы многие вопросы Гражданской войны и интервенции в Хибинском крае. Ис следования показывают - Хибины не были районом, который находился вне всех основ ных исторических событий. Даже наоборот, Хибинский край стал тем местом, где с февра ля 1917 года активно шли изменения в полити ческой, социальной и экономической сферах, присутствовали иностранные оккупационные войска и даже проводились диверсионные операции. В этой научной работе мы постарались про анализировать интересный военный источник, который ставил своей целью собрать всю ин формацию о Севере России для помощи союз ническим войскам в проведении оккупации. И сбор необходимых данных привел к доста точно подробному описанию Хибинского края. Общая характеристика источника и заявленные союзниками цели Итак, речь идет о военном путеводители 1918 года «Россия, маршрутная зона А: Мурманская железная дорога и Кольский полуостров: Ин формация и заметки о маршруте Мурманск-Пе- троград» [Russia, route zone A, 1918]. Общее количество страниц основного раздела путе водителя составляет 118, дополнительно здесь присутствуют страницы для заметок и записей, карты (в том числе в сложенном виде) и скопи рованные русские черно-белые фотографии (от крытки, фото экспедиций и др.). Как сообщает нам информация на титуль ном листе, военный справочник был написан Подразделом военной монографии Отдела военной разведки Генерального штаба Воен ного министерства США, напечатан прави тельственной типографией из столицы США. Книга содержит отчет, собранный к октябрю 1918 года Подразделом военной монографии о Мурмане, Карелии и ряда прилагающих тер риторий. Уровень доступа к изданию следую щий: «Конфиденциально. Только для служебно го пользования. Информация, представленная в данной публикации, не должна передаваться ни прямо, ни косвенно любому лицу, должным образом не уполномоченному Генеральным штабом.» На оборотной стороне титульного листа до полнительно указывается в виде инструкции «По использованию пустых страниц в конце справочника» канцелярии начальника штаба Военного министерства за номером 862, каким 17 Е.О. Сушко rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz