Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2024 г.

государственно порядка на обширных про­ странствах бывшей Российской Империи. Под особенностями мы понимаем и вовлечен­ ность местного населения в социально-по­ литические процессы, и уровень присутствия иностранного военного контингента, и эконо­ мическое взаимодействие между различными контрагентами, и обстоятельства вооружен­ ных столкновений и т.д. Поэтому период с фев­ раля 1917 года по март 1920 года на Мурмане можно рассматривать таким образом, чтобы была возможность выделять определенные территории и уже заниматься непосредствен­ ным изучение этих территорий. Стоит уточнить: еще 2 марта 1918 года с со­ гласия центральных большевистских властей и Мурманского совета было заключено согла­ шение о сотрудничестве с союзниками [Голдин, 1993]. Началась «интервенция по приглаше­ нию», когда большевики и союзники совместно сосуществовали на Мурмане. Но к концу июня 1918 года Мурманский краевой совет под вли­ янием союзнических сил разорвал отношения с большевиками, с этого момента Мурманский край находился под контролем британцев, французов и американцев. Конечно, союзни­ ческими войсками была занята и Мурманская железная дорога, являвшаяся на тот момент одной из главных транспортных артерий всего Севера России. Интервенция значительно по­ влияла на взаимодействие всех политических групп на Кольской земле Как мы уже выше говорили, существуют особенные территории, на Мурмане такой тер­ риторией стал Хибинский край. Под Хибинским краем периода всероссий­ ского гражданского конфликта мы понимаем следующую совокупность субъектов: весь Хи­ бинский горный массив, прилегающие к нему станции и разъезды (станции Хибины, Иман­ дра, Тикозеро, разъезд Белый), а также по­ селение Белая губа. В результате появления ряда научных работ были рассмотрены и кон­ кретизированы многие вопросы Гражданской войны и интервенции в Хибинском крае. Ис­ следования показывают - Хибины не были районом, который находился вне всех основ­ ных исторических событий. Даже наоборот, Хибинский край стал тем местом, где с февра­ ля 1917 года активно шли изменения в полити­ ческой, социальной и экономической сферах, присутствовали иностранные оккупационные войска и даже проводились диверсионные операции. В этой научной работе мы постарались про­ анализировать интересный военный источник, который ставил своей целью собрать всю ин­ формацию о Севере России для помощи союз­ ническим войскам в проведении оккупации. И сбор необходимых данных привел к доста­ точно подробному описанию Хибинского края. Общая характеристика источника и заявленные союзниками цели Итак, речь идет о военном путеводители 1918 года «Россия, маршрутная зона А: Мурманская железная дорога и Кольский полуостров: Ин­ формация и заметки о маршруте Мурманск-Пе- троград» [Russia, route zone A, 1918]. Общее количество страниц основного раздела путе­ водителя составляет 118, дополнительно здесь присутствуют страницы для заметок и записей, карты (в том числе в сложенном виде) и скопи­ рованные русские черно-белые фотографии (от­ крытки, фото экспедиций и др.). Как сообщает нам информация на титуль­ ном листе, военный справочник был написан Подразделом военной монографии Отдела военной разведки Генерального штаба Воен­ ного министерства США, напечатан прави­ тельственной типографией из столицы США. Книга содержит отчет, собранный к октябрю 1918 года Подразделом военной монографии о Мурмане, Карелии и ряда прилагающих тер­ риторий. Уровень доступа к изданию следую­ щий: «Конфиденциально. Только для служебно­ го пользования. Информация, представленная в данной публикации, не должна передаваться ни прямо, ни косвенно любому лицу, должным образом не уполномоченному Генеральным штабом.» На оборотной стороне титульного листа до­ полнительно указывается в виде инструкции «По использованию пустых страниц в конце справочника» канцелярии начальника штаба Военного министерства за номером 862, каким 17 Е.О. Сушко rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz