Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2024 г.

ции и нашли отражение в следующей статье [Бажутова, Скуфьина, 2023], где был предложен новый подход к управлению вахтовым методом работы, развивающий теоретические взгляды на нее за счет уточнения видов вахты и выделе­ ния «арктической внутрирегиональной вахты» как отдельного объекта управления. Разрабо­ таны предложения по выстраиванию последо­ вательной политики перехода от одного вида вахты к другому на основе учета особенностей миграционной мотивации внутрирегиональной и межрегиональной вахты, включающей в себя следующие основные положения. Во-первых, внутрирегиональной вахтой необходимо счи­ тать вахту между регионами АЗРФ и развивать ее на территории российской Арктики как при­ оритетную для освоения труднодоступных ме­ сторождений и территорий, обеспечивая набор на вахту населения Арктики. Во-вторых, разра­ ботать комплексную региональную, муници­ пальную и корпоративную политику поддержки текущей межрегиональной вахты для ее пере­ селения в регионы Арктики и перехода на ре­ жим работы арктической внутрирегиональной вахты в новом ее понимании. Задача по расширению инструментария была решена на основе изучения зарубежно­ го опыта привлечения и удержания населения в малонаселенные районы. Врезультате анали­ за практик таких стран как Канада, Китай, Шве­ ция, Норвегия, Финляндия, США были выделе­ ны в качестве наиболее системообразующих и соответствующих вектору социально-эконо­ мического развития арктических территорий России такие инструменты, как единая инфор­ мационная система, создающая единое ин­ формационное поле для всех участников про­ цесса кадрового обеспечения, программный подход к управлению, государственно-частное партнерство в реализации программы, вы­ ражающееся в совместном финансировании проектов по организации переселения и раз­ вития комфортной городской среды [Storey, Shrimpton, 1988; Berman M., Howe, 2012]. Выявленная несбалансированность в ме- журовневых механизмах управления вахтовой миграцией в РФ, необходимость повышения ее системности и калибровки через уточнение и расширение возможных инструментов воз­ действия на каждом уровне управления, в за­ висимости от его зоны ответственности, места и роли в общей системе управления опреде­ ляют возможности для совершенствования правового регулирования вахтового труда в России. Очевидно, что лишь новая после­ довательная политика государства, в полной мере учитывающая специфические арктиче­ ские условия, будет способствовать повыше­ нию эффективности государственного регули­ рования миграционных процессов. В качестве основы для реализации нового подхода был предложен отдельный норматив­ ный акт для регулирования вахтового метода работы на федеральном уровне, учитывающий в себе все возможные контексты его реализа­ ции с точки зрения особенностей организации во взаимосвязи с основополагающими нор­ мативными документами ТК РФ, НК РФ, ГК РФ, Градостроительного кодекса РФ, Постановле­ ниями Ростехнадзора, Министерства труда и социальной защиты и т.д. Данный норматив­ ный документ должен устанавливать единую политику управления вахтой на всех уровнях управления, определять механизмы и инстру­ менты управления ею на местах и устанавли­ вать принцип дифференцированного подхода к управлению разными видами вахты, созда­ вая базу для реализации перехода с вахтового на постоянный режим работы для регионов, имеющих низкие показатели трудовой актив­ ности и мобильности. Реализация описанного механизма долж­ на осуществляться на основе единой типовой региональной программы «Трансформации вахтовой миграции в регионах АЗРФ» (далее — Программа), которую регионы могут взять в качестве ориентира, и уточнять ее своей спецификой, обусловленной региональными особенностями. Результаты работы автора были отмечены дипломом второй степени в номинации «Эко­ номические и гуманитарные науки» Конкурса научных работ молодых ученых ФИЦ КНЦ РАН 2023 года. Выделение вахтовых работников, как от­ дельной целевой группы, способной обе­ 13 Е.А. Бажутова rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz