Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2024 г.
ции и нашли отражение в следующей статье [Бажутова, Скуфьина, 2023], где был предложен новый подход к управлению вахтовым методом работы, развивающий теоретические взгляды на нее за счет уточнения видов вахты и выделе ния «арктической внутрирегиональной вахты» как отдельного объекта управления. Разрабо таны предложения по выстраиванию последо вательной политики перехода от одного вида вахты к другому на основе учета особенностей миграционной мотивации внутрирегиональной и межрегиональной вахты, включающей в себя следующие основные положения. Во-первых, внутрирегиональной вахтой необходимо счи тать вахту между регионами АЗРФ и развивать ее на территории российской Арктики как при оритетную для освоения труднодоступных ме сторождений и территорий, обеспечивая набор на вахту населения Арктики. Во-вторых, разра ботать комплексную региональную, муници пальную и корпоративную политику поддержки текущей межрегиональной вахты для ее пере селения в регионы Арктики и перехода на ре жим работы арктической внутрирегиональной вахты в новом ее понимании. Задача по расширению инструментария была решена на основе изучения зарубежно го опыта привлечения и удержания населения в малонаселенные районы. Врезультате анали за практик таких стран как Канада, Китай, Шве ция, Норвегия, Финляндия, США были выделе ны в качестве наиболее системообразующих и соответствующих вектору социально-эконо мического развития арктических территорий России такие инструменты, как единая инфор мационная система, создающая единое ин формационное поле для всех участников про цесса кадрового обеспечения, программный подход к управлению, государственно-частное партнерство в реализации программы, вы ражающееся в совместном финансировании проектов по организации переселения и раз вития комфортной городской среды [Storey, Shrimpton, 1988; Berman M., Howe, 2012]. Выявленная несбалансированность в ме- журовневых механизмах управления вахтовой миграцией в РФ, необходимость повышения ее системности и калибровки через уточнение и расширение возможных инструментов воз действия на каждом уровне управления, в за висимости от его зоны ответственности, места и роли в общей системе управления опреде ляют возможности для совершенствования правового регулирования вахтового труда в России. Очевидно, что лишь новая после довательная политика государства, в полной мере учитывающая специфические арктиче ские условия, будет способствовать повыше нию эффективности государственного регули рования миграционных процессов. В качестве основы для реализации нового подхода был предложен отдельный норматив ный акт для регулирования вахтового метода работы на федеральном уровне, учитывающий в себе все возможные контексты его реализа ции с точки зрения особенностей организации во взаимосвязи с основополагающими нор мативными документами ТК РФ, НК РФ, ГК РФ, Градостроительного кодекса РФ, Постановле ниями Ростехнадзора, Министерства труда и социальной защиты и т.д. Данный норматив ный документ должен устанавливать единую политику управления вахтой на всех уровнях управления, определять механизмы и инстру менты управления ею на местах и устанавли вать принцип дифференцированного подхода к управлению разными видами вахты, созда вая базу для реализации перехода с вахтового на постоянный режим работы для регионов, имеющих низкие показатели трудовой актив ности и мобильности. Реализация описанного механизма долж на осуществляться на основе единой типовой региональной программы «Трансформации вахтовой миграции в регионах АЗРФ» (далее — Программа), которую регионы могут взять в качестве ориентира, и уточнять ее своей спецификой, обусловленной региональными особенностями. Результаты работы автора были отмечены дипломом второй степени в номинации «Эко номические и гуманитарные науки» Конкурса научных работ молодых ученых ФИЦ КНЦ РАН 2023 года. Выделение вахтовых работников, как от дельной целевой группы, способной обе 13 Е.А. Бажутова rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz