Вестник Кольского научного центра РАН № 2, 2024 г.

Рис. 2. Портрет туриста, посещаю­ щего Мур­ манскую область Бурное развитие туризма является вызо­ вом для российских арктических регионов, ранее практически не задействованных в ту­ ристском бизнесе. Арктическая территория для большинства путешествующих до сих пор остается загадкой из-за страха оказать­ ся в суровых климатических условиях Запо­ лярья. Однако есть желающие испытать себя в этих суровых условиях. Это прежде всего активные люди трудоспособного возрас­ та от 25 до 45 лет с доходом выше средне­ го по общероссийским показателям (рис. 2) [Данные анкетирования]. По опросным данным 86 % туристов1, прибывающих в Мурманскую область, при­ влекает именно природа, что значительно увеличивает рост антропогенной нагрузки на природные территории. При этом большая часть гостей региона не обладают развитым эко-мышлением, поэтому важно воспиты­ вать экологически ответственных работни­ ков турбизнеса, которые, в свою очередь, будут доносить до гостей региона правила бережного отношения к северной природе. Туризм стал новым вызовом и открыл но­ вые возможности для Мурманской области. Возросла потребность как в совершенство­ вании туристской инфраструктуры, так и в си­ стемном вовлечении местных жителей в про­ цесс приема и обслуживания туристов. С увеличением и качественным измене­ нием турпотока остро встала проблема фор­ мирования нового турпродукта, к которому в условиях Арктики предъявляются особые требования обеспечения безопасности пу­ тешествий, особенно в тех местах, где отсут­ ствует связь и затруднены коммуникации с внешним миром и службами безопасности, и разнообразного и качественного наполне­ ния программ пребывания на маршрутах. Регион не имеет сложившихся традиций индустрии гостеприимства, что обуславли­ вает необходимость участия органов вла­ сти в формировании новых конкурентоспо­ собных туристических маршрутов, а также важность повышения квалификации турсо- общества и формирования пула экспертов, умеющих работать с учетом всех особенно­ стей организации турбизнеса в условиях Ар­ ктики. В связи с этим появилась необходимость в поиске новых инструментов. Одним из таких 1. Опросы проводятся Туристским информационным центром Мурманской области 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz