Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2024 г.

нию исторически сложившихся международ­ ных связей и поиску подходов и возможностей к развитию новых направлений и географий сотрудничества. Возможности дальнейшего развития научного диалога и интеграции в международном пространстве Безусловно, Российская Федерация обла­ дает одним из сильнейших научно-техниче­ ских капиталов и потенциалов, огромными возможностями их применения в Арктике. Международная научно-техническая деятель­ ность (МНТС) научных и образовательных ин­ ститутов России имеет важное стратегическое значение для целей научно-технической поли­ тики РФ, для комплексного интеграционного взаимодействия на мировом уровне. Текущие геополитические события вызвали частичный вакуум МНТС, особенно в привычной геогра­ фической зоне сотрудничества, создавая усло­ вия неопределенности и невозможности при­ нятия стратегических решений в постоянно сменяющихся реалиях. В такой период остро стоит вопрос поддержки и совершенствова­ ния деятельности научных организаций в сфе­ ре международного сотрудничества, необхо­ димости введения элементов долгосрочного планирования международного сотрудниче­ ства на организационном уровне. Исполнению этих целей будет способствовать введение в практику процедуры мониторинга междуна­ родной деятельности на уровне центральных органов государственного управления. Прове­ денный в 2019 и 2020 году Министерством на­ уки и высшего образования мониторинг носил краткосрочный характер, а сама процедура на практике не до конца сформировала свой выверенный механизм, имея ряд положитель­ ных и неудачных аспектов, которые требуют более тщательной методической проработки. На сегодняшний день мониторинг междуна­ родной деятельности в подведомственных уч­ реждениях приостановлен [Заика, 2022]. Еще одним важным фактором развития па­ ритетного международного научного диалога является наращивание собственного научно­ го, инновационного и технологического суве­ ренитета, который безусловно возможен в Рос­ сийской Федерации и может быть значительно усилен при развитии институтов межрегио­ нального сотрудничества между субъектами РФ и их обязательного стимулирования и фи­ нансирования для уплотнение межрегиональ­ ного диалога. Например, опыт европейских программ такого межрегионального сотрудни­ чества указывает на то, что в ходе исполнения проектов, финансируемых такими программа­ ми, компетенции, опыт и знания перетекают не только на внешние границы Европейского союза (например, ЕС-Россия), но и равномерно распределяются на его внутренних границах [Sebentsov, 2020], тогда как в Российской Феде­ рации механизмы распространения и наращи­ вания компетенций между регионами развиты незначительно, а их стимулирование не под­ держивается соответствующими федеральны­ ми программами. При применении сценарного подхода к дальнейшим путям развития международно­ го научного диалога можно выделить три ос­ новные составляющие, которые необходимо рассматривать в комплексе, так как они носят не взаимозаменяющий или взаимоисключаю­ щий, а взаимодополняющий характер: Реструктуризация институтов сотрудни­ чества - существовавшие длительное время институты, которые изменили свои принципы принятия решений, основываясь на текущей геополитической ситуации, уже не будут су­ ществовать или работать в прежнем формате, произойдет их реструктуризация. В этом слу­ чае будут уходить старые институты, созда­ ваться новые, видоизменяться текущие - это естественный процесс в теории организацион­ ного управления. Диверсификация институтов и географий сотрудничества - это один из основополагаю­ щих принципов стратегического планирования международного сотрудничества. Диверсифи­ кация не предполагает уход или замену одного другим. Это комплексный процесс взаимооб­ мена и взаимодополнения с фокусом на соб­ ственные организационные приоритеты. Ориентация на инициативы многолетнего глобального характера, например, предсто­ 41 Ю. В. Заика rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz