Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2024 г.
нию исторически сложившихся международ ных связей и поиску подходов и возможностей к развитию новых направлений и географий сотрудничества. Возможности дальнейшего развития научного диалога и интеграции в международном пространстве Безусловно, Российская Федерация обла дает одним из сильнейших научно-техниче ских капиталов и потенциалов, огромными возможностями их применения в Арктике. Международная научно-техническая деятель ность (МНТС) научных и образовательных ин ститутов России имеет важное стратегическое значение для целей научно-технической поли тики РФ, для комплексного интеграционного взаимодействия на мировом уровне. Текущие геополитические события вызвали частичный вакуум МНТС, особенно в привычной геогра фической зоне сотрудничества, создавая усло вия неопределенности и невозможности при нятия стратегических решений в постоянно сменяющихся реалиях. В такой период остро стоит вопрос поддержки и совершенствова ния деятельности научных организаций в сфе ре международного сотрудничества, необхо димости введения элементов долгосрочного планирования международного сотрудниче ства на организационном уровне. Исполнению этих целей будет способствовать введение в практику процедуры мониторинга междуна родной деятельности на уровне центральных органов государственного управления. Прове денный в 2019 и 2020 году Министерством на уки и высшего образования мониторинг носил краткосрочный характер, а сама процедура на практике не до конца сформировала свой выверенный механизм, имея ряд положитель ных и неудачных аспектов, которые требуют более тщательной методической проработки. На сегодняшний день мониторинг междуна родной деятельности в подведомственных уч реждениях приостановлен [Заика, 2022]. Еще одним важным фактором развития па ритетного международного научного диалога является наращивание собственного научно го, инновационного и технологического суве ренитета, который безусловно возможен в Рос сийской Федерации и может быть значительно усилен при развитии институтов межрегио нального сотрудничества между субъектами РФ и их обязательного стимулирования и фи нансирования для уплотнение межрегиональ ного диалога. Например, опыт европейских программ такого межрегионального сотрудни чества указывает на то, что в ходе исполнения проектов, финансируемых такими программа ми, компетенции, опыт и знания перетекают не только на внешние границы Европейского союза (например, ЕС-Россия), но и равномерно распределяются на его внутренних границах [Sebentsov, 2020], тогда как в Российской Феде рации механизмы распространения и наращи вания компетенций между регионами развиты незначительно, а их стимулирование не под держивается соответствующими федеральны ми программами. При применении сценарного подхода к дальнейшим путям развития международно го научного диалога можно выделить три ос новные составляющие, которые необходимо рассматривать в комплексе, так как они носят не взаимозаменяющий или взаимоисключаю щий, а взаимодополняющий характер: Реструктуризация институтов сотрудни чества - существовавшие длительное время институты, которые изменили свои принципы принятия решений, основываясь на текущей геополитической ситуации, уже не будут су ществовать или работать в прежнем формате, произойдет их реструктуризация. В этом слу чае будут уходить старые институты, созда ваться новые, видоизменяться текущие - это естественный процесс в теории организацион ного управления. Диверсификация институтов и географий сотрудничества - это один из основополагаю щих принципов стратегического планирования международного сотрудничества. Диверсифи кация не предполагает уход или замену одного другим. Это комплексный процесс взаимооб мена и взаимодополнения с фокусом на соб ственные организационные приоритеты. Ориентация на инициативы многолетнего глобального характера, например, предсто 41 Ю. В. Заика rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz