Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2024 г.
ство-соперничество», как двух противополож ных модальностей единого научного процесса научной дипломатии, превалирование полити ческой составляющей в научной коммуника ции, которая получила активное развитие в те кущий момент. Широкая многоуровневая архитектура международного сотрудничества в Арктике строится на принципе комплексности, взаи мосвязанности и организационной коннек тивности, когда политические, экономические, научные, социальные институты взаимодей ствия распространяют свои компетенции и экспертность по тому или иному вопросу на границы взаимодействия с другими инсти тутами. При рассмотрении практических при меров сотрудничества в арктической научной плоскости можно назвать широко примени мые до 2022 года многопрофильные програм мы приграничного сотрудничества (например, ППС Коларктик, ППС Карелия и другие) и ре ализованные в их рамках проекты, такие ин ституты как Арктический Совет, Международ ный арктический научный комитет и другие, заключение двусторонних и многосторонних соглашений на межгосударственном уровне (например, Соглашение об укреплении между народного арктического научного сотрудниче ства) и другие. Такие международные инструменты и ор ганизации в Арктике существуют не как изо лированные друг от друга отдельные объекты, а прочно связанные между собой не только од ной региональной принадлежностью, но и общ ностью приоритетов, экспертной составля ющей, основываясь друг на друге и как бы «калибруясь» по повесткам друг друга. Приме няемый в зарубежной промышленности и биз несе подход «SL0 - social license to operate» (социальная лицензия на деятельность - сво бодное, предварительное и компетентное со гласие всех участвующих сторон) [Nelsen, 2006] применим и для международных организаций (особенно научных) - это своеобразный кре дит доверия организации, который сформиро вался за годы ее существования на междуна родной арене. Сложившаяся организационная коннективность арктических организаций, как фактор, определяющий общие подходы к дальнейшему сотрудничеству, имеет очень важное значение при понимании и разработке возможных сценариев взаимодействия. Все эти практические примеры связаны общностью своих приоритетов для устойчи вого развития арктического региона, тогда как примеры соперничества зачастую исполь зуют не столько разницу научных дискурсов, теоретических школ и видений той или иной на учной проблематики, сколько создание опре деленных условий, предполагающих развитие конкурентоспособности. Например, для про движения своих национальных систем образо вания, исследований и инноваций за рубежом, страны создают научные и инновационные сети, центры на территории других стран [Ruffin et al., 2022]. С одной стороны, эти центры стре мятся найти партнеров в принимающих стра нах и создать совместные программы. С дру гой стороны, они также служат экономическим целям, таким как обеспечение национальной конкурентоспособности для укрепления обра зовательной, исследовательской и инноваци онной системы страны путем интернациона лизации, повышения узнаваемости и иногда «притока или оттока мозгов». Такие примеры также отражают дуалистическую основу на учной дипломатии, как меры международного научного диалога, где «глобальные интересы = сотрудничество», а «национальные интересы = соперничество, конкуренция». В текущих геополитических условиях, сфор мировавшихся в 2022 году, вопросы соперниче ства и национальных интересов стали превали ровать во всех дискурсах и на разных уровнях международного арктического научного сотруд ничества, приобретая конфронтационный харак тер. Например, произошла активная семантиза- ция риторики с последующим декларирование позиции той или иной организации по вопросам, не входящим в сферу приоритетов и компетен ции институтов сотрудничества и их членов - например, по вопросам текущего геополитиче ского кризиса [Statements of IASC, ASSW, UArctic, 2022], что привело в отдельных направлениях и географиях сотрудничества к политике изоля ционизма российского научного сообщества. 37 Ю. В. Заика rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz