Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2024 г.

ство-соперничество», как двух противополож­ ных модальностей единого научного процесса научной дипломатии, превалирование полити­ ческой составляющей в научной коммуника­ ции, которая получила активное развитие в те­ кущий момент. Широкая многоуровневая архитектура международного сотрудничества в Арктике строится на принципе комплексности, взаи­ мосвязанности и организационной коннек­ тивности, когда политические, экономические, научные, социальные институты взаимодей­ ствия распространяют свои компетенции и экспертность по тому или иному вопросу на границы взаимодействия с другими инсти­ тутами. При рассмотрении практических при­ меров сотрудничества в арктической научной плоскости можно назвать широко примени­ мые до 2022 года многопрофильные програм­ мы приграничного сотрудничества (например, ППС Коларктик, ППС Карелия и другие) и ре­ ализованные в их рамках проекты, такие ин­ ституты как Арктический Совет, Международ­ ный арктический научный комитет и другие, заключение двусторонних и многосторонних соглашений на межгосударственном уровне (например, Соглашение об укреплении между­ народного арктического научного сотрудниче­ ства) и другие. Такие международные инструменты и ор­ ганизации в Арктике существуют не как изо­ лированные друг от друга отдельные объекты, а прочно связанные между собой не только од­ ной региональной принадлежностью, но и общ­ ностью приоритетов, экспертной составля­ ющей, основываясь друг на друге и как бы «калибруясь» по повесткам друг друга. Приме­ няемый в зарубежной промышленности и биз­ несе подход «SL0 - social license to operate» (социальная лицензия на деятельность - сво­ бодное, предварительное и компетентное со­ гласие всех участвующих сторон) [Nelsen, 2006] применим и для международных организаций (особенно научных) - это своеобразный кре­ дит доверия организации, который сформиро­ вался за годы ее существования на междуна­ родной арене. Сложившаяся организационная коннективность арктических организаций, как фактор, определяющий общие подходы к дальнейшему сотрудничеству, имеет очень важное значение при понимании и разработке возможных сценариев взаимодействия. Все эти практические примеры связаны общностью своих приоритетов для устойчи­ вого развития арктического региона, тогда как примеры соперничества зачастую исполь­ зуют не столько разницу научных дискурсов, теоретических школ и видений той или иной на­ учной проблематики, сколько создание опре­ деленных условий, предполагающих развитие конкурентоспособности. Например, для про­ движения своих национальных систем образо­ вания, исследований и инноваций за рубежом, страны создают научные и инновационные сети, центры на территории других стран [Ruffin et al., 2022]. С одной стороны, эти центры стре­ мятся найти партнеров в принимающих стра­ нах и создать совместные программы. С дру­ гой стороны, они также служат экономическим целям, таким как обеспечение национальной конкурентоспособности для укрепления обра­ зовательной, исследовательской и инноваци­ онной системы страны путем интернациона­ лизации, повышения узнаваемости и иногда «притока или оттока мозгов». Такие примеры также отражают дуалистическую основу на­ учной дипломатии, как меры международного научного диалога, где «глобальные интересы = сотрудничество», а «национальные интересы = соперничество, конкуренция». В текущих геополитических условиях, сфор­ мировавшихся в 2022 году, вопросы соперниче­ ства и национальных интересов стали превали­ ровать во всех дискурсах и на разных уровнях международного арктического научного сотруд­ ничества, приобретая конфронтационный харак­ тер. Например, произошла активная семантиза- ция риторики с последующим декларирование позиции той или иной организации по вопросам, не входящим в сферу приоритетов и компетен­ ции институтов сотрудничества и их членов - например, по вопросам текущего геополитиче­ ского кризиса [Statements of IASC, ASSW, UArctic, 2022], что привело в отдельных направлениях и географиях сотрудничества к политике изоля­ ционизма российского научного сообщества. 37 Ю. В. Заика rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz