Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2023 г.

составляющей, вполне характерно и показатель­ но. В этих нарративах, особенно ярко представ­ ленных в видеорепортажах о таких поездках, тема работы над собой и, особенно, напряжен­ ного взаимодействия с местом, в которое про­ водник приводит своих экскурсантов, оказыва­ ется исключительно важной. Так, приведя своих спутников к одному из озер и стоя вместе с ними под сильным ветром, йога-тренер обращается к ним (и к зрителям своего видео): Итак, наслаждайтесь энергетикой... не то что наслаждайтесь, а впитывайте энергетику здешних мест, редко доступ­ ных. И слава Богу, что [сюда] не подве­ дены ни железная дорога, ни асфальт, что так можно здесь побыть в одиноче­ стве и в энергиях» [Озеро Райявр, 2017]. По-видимому, слово «наслаждайтесь» по­ казалось организатору тура слишком легким и «пассивным» для обозначения действия, ожи­ даемого от его спутников (и зрителей его видео, которые могут оказаться в таком месте), и он решил немного повысить степень ожидаемой активности своих адресатов. В другом своем рассуждении он, объясняя ведомой им группе (и на видеокамеру) необходимость проявлять упорство в восхождении на перевал, уподобил усилие своих спутников трудной работе шама­ нов и тем самым пообещал им обретение осо­ бых способностей. Для этого путешественники должны проделать тот же труд, что и шаманы, и в каком-то смысле стать шаманами: Впереди - нагромождение камней, ко­ торые нужно преодолеть. Шаман должен быть физически крепким и выносливым, потому что его работа заключается в про­ качке через себя огромных количеств энергии, то есть духов, для помощи дру­ гим людям. Если он может все это здесь преодолеть, тогда он может быть и цели­ телем» [Кундалини-йога тур, 2015]. Кстати, проводник называет этот маршрут «тропой шаманов», что считывается его ау­ диторией как отсылка к какому-то местному знанию, которым, правда, как показали наши исследования, никто из местных не обладает. Легко заметить, что наш герой прибегает к аргументам, типичным для тех гидов, которые по тем или иным причинам должны предста­ вить своим клиентам сложности пути не просто как досадное неудобство, а как потенциальный источник предпалагаемого важного для них опыта. Тяготы путешествия оказываются тем «вызовом», который обернется для готовых его принять безусловным благом - в данном случае, доступом к жизненно важным ресурсам (энергии) или престижной идентичности (це- лителя-шамана). Однако чтобы это благо было воспринято в качестве такового, нужно, чтобы эти ресурсы и идентичности ценились потенци­ альным реципиентом этих обращений, а терми­ ны, в которых они репрезентировались, были ему понятны и близки. В данном случае сомне­ ваться в том, что эти смыслы были правиль­ но считаны, не приходится - спутники нашего проводника были благодарной и отзывчивой аудиторией, способной разделить с ним де­ кларируемые им ценности. Им был без особых разъяснений понятен особый статус удаленных от сетей модерной инфраструктуры локусов. Они понимали, насколько важно получить до­ ступ к недоступным для большинства их со­ временников состояниям и идентичностям. И конечно, они хотели наполняться той энер­ гией, которой, по умолчанию, всегда не хватает жителям мегаполисов. Комментарий к одному из постов об очередной состоявшейся поездке, оставленный одной из ее участниц, в этом отно­ шении достаточно красноречив: ^ Разрезав бытие на До... и После..., ворвалось в жизнь ярчайшим золотым лучом. Визит в Хибины, в страну «За севе­ ром», опутанной легендами Гиперборею. Нет, то не путешествие и не приключение, то посвящение к источникам энергии. [Новый Мастер-Взгляд, 2018]. Другими словами, это была не просто тури­ стическая поездка, а инициация. Для представления опыта поездки в каче­ стве особой духовной практики йога-тренер в 53 А. С. Давыдова, С. А. Штырков rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz