Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2023 г.

ЙОГА-ТРЕНЕР ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЕГО СЕЙДОЗЕРО Вестник Кольского научного центра 3/2023 (15) кинг в чуме, обшитом оленьими шкура­ ми, тамже практика йоги. В остановках надлинном пути мастер-классы, йога, решение медитативных бизнесзадач. Это самая красивая пора в ловозерских тундрах, заставляющая влюбиться в рус­ ский Север с первого взгляда. Желающих присоединиться тестим [т. е. проверяем] на крепость характера и тела, слабакам тамнеместо[Запись на странице, 2020]. Именование этого мероприятия экспеди­ цией показалось нам несколько высокопар­ ным и даже не совсем уместным, тем более что автор легко находил совсем другие слова, чтобы емко обозначить суть предлагаемого им путешествия по этому маршруту. Например, в 2019 году он называл его «Транс-кармическии энерджи-туром». Тогда обещалось, что это пу­ тешествие «навсегда изменит сознание» тех, кто в него отправится [Запись на странице, 2019]. В 2017 году путешествие определялось с помо­ щью специального термина, происходящего из индуизма, но сейчас прочно обосновавше­ гося в словаре духовности Нью-Эйджа: «Кунда- лини-йога-тур» [Запись на странице, 2017]. При­ глашение присоединиться к группе в 2023 году предлагало «отправься в энерджи-тур на Сей- дозеро, чтобы стать другим человеком». В этом обращении развивалась намеченная в несколь­ ких предыдущих рекламных объявлениях тема (само)трансформации, и утверждалось, что «че­ ловек, побывавший на Сейдозере, становится Человеком» [Энерджи-тур]. Особые качества этих мест вместе с профес­ сиональным мастерством самого проводника должны были гарантировать, что искомые из­ менения в личности человека, решившегося сюда приехать, непременно произойдут. В ре­ кламных текстах этот трансформационный по­ тенциал прямо увязывается с древней истори­ ей этого северного края: И Со времен Гипербореи на Кольском по­ луострове сохранилось немало священных мест, где Небо соприкасается сЗемлей, образуя своеобразные порталы для пе­ реходов в другой мир, с одной стороны, игдеможно воздействовать нажизнь (удачную охоту, рыбалку), используя энер­ гии тонкого мира, с другой. Сейчас такие места называют местами силы, находясь в которых и используя определенные пси­ хотехники, можно влиять на течение жиз­ ненных ситуаций[Запись на странице, 2015]. I I Размышляя над тем, почему подобные поезд­ ки называют экспедициями, мы обратили вни­ мание на следующее. Казалось бы, само слово «тур», а также обещания оказания качественных услуг в этих и массе подобных текстов, прямо указывает на коммерческую природу этих пред­ ложений. Однако в методах презентации этих поездок часто можно встретить что-то, выво­ дящее их за рамки практик продажи и покупки приятного / полезного отдыха. Конечно, слово «экспедиция» прямо, если не сказать прямоли­ нейно, используется для того, чтобы в воображе­ нии потенциального путешественника возникли образы самостоятельно проведенного научного исследования. При этом эти образы призваны легитимировать и придать вес проекту, который многие профессиональные ученые посчита­ ли бы относящимся скорее к сфере эзотерики [Lewis, 2007]. Но есть в этом объявлении что-то, что относится скорее к области продуманного туристического маркетинга и что можно обоб­ щенно определить как обещание трудностей. Эти трудности могут описываться по-разному. Но в любом случае потенциальных клиентов будут готовить к тому, что им в поездке пред­ стоит работать над собой и преодолевать себя, а не просто наслаждаться северной экзотикой. Другими словами, важной составляющей ре­ кламного предложения является перспектива того, что для получения искомого опыта - но­ вых важных знаний и ощущений - нужно будет хорошенько потрудиться. Этот опыт, выстрадан­ ный и легитимный в качестве источника знаний о мире (это же экспедиция), будет особенно це­ нен, поскольку он производится через расходо­ вание не только физических, но и эмоциональ­ ных ресурсов. Последовательное именование экспедиция­ ми этих несложных маршрутов, не предполага­ ющих, казалось бы, никакой исследовательской 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz