Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2023 г.
ЙОГА-ТРЕНЕР ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЕГО СЕЙДОЗЕРО Вестник Кольского научного центра 3/2023 (15) кинг в чуме, обшитом оленьими шкура ми, тамже практика йоги. В остановках надлинном пути мастер-классы, йога, решение медитативных бизнесзадач. Это самая красивая пора в ловозерских тундрах, заставляющая влюбиться в рус ский Север с первого взгляда. Желающих присоединиться тестим [т. е. проверяем] на крепость характера и тела, слабакам тамнеместо[Запись на странице, 2020]. Именование этого мероприятия экспеди цией показалось нам несколько высокопар ным и даже не совсем уместным, тем более что автор легко находил совсем другие слова, чтобы емко обозначить суть предлагаемого им путешествия по этому маршруту. Например, в 2019 году он называл его «Транс-кармическии энерджи-туром». Тогда обещалось, что это пу тешествие «навсегда изменит сознание» тех, кто в него отправится [Запись на странице, 2019]. В 2017 году путешествие определялось с помо щью специального термина, происходящего из индуизма, но сейчас прочно обосновавше гося в словаре духовности Нью-Эйджа: «Кунда- лини-йога-тур» [Запись на странице, 2017]. При глашение присоединиться к группе в 2023 году предлагало «отправься в энерджи-тур на Сей- дозеро, чтобы стать другим человеком». В этом обращении развивалась намеченная в несколь ких предыдущих рекламных объявлениях тема (само)трансформации, и утверждалось, что «че ловек, побывавший на Сейдозере, становится Человеком» [Энерджи-тур]. Особые качества этих мест вместе с профес сиональным мастерством самого проводника должны были гарантировать, что искомые из менения в личности человека, решившегося сюда приехать, непременно произойдут. В ре кламных текстах этот трансформационный по тенциал прямо увязывается с древней истори ей этого северного края: И Со времен Гипербореи на Кольском по луострове сохранилось немало священных мест, где Небо соприкасается сЗемлей, образуя своеобразные порталы для пе реходов в другой мир, с одной стороны, игдеможно воздействовать нажизнь (удачную охоту, рыбалку), используя энер гии тонкого мира, с другой. Сейчас такие места называют местами силы, находясь в которых и используя определенные пси хотехники, можно влиять на течение жиз ненных ситуаций[Запись на странице, 2015]. I I Размышляя над тем, почему подобные поезд ки называют экспедициями, мы обратили вни мание на следующее. Казалось бы, само слово «тур», а также обещания оказания качественных услуг в этих и массе подобных текстов, прямо указывает на коммерческую природу этих пред ложений. Однако в методах презентации этих поездок часто можно встретить что-то, выво дящее их за рамки практик продажи и покупки приятного / полезного отдыха. Конечно, слово «экспедиция» прямо, если не сказать прямоли нейно, используется для того, чтобы в воображе нии потенциального путешественника возникли образы самостоятельно проведенного научного исследования. При этом эти образы призваны легитимировать и придать вес проекту, который многие профессиональные ученые посчита ли бы относящимся скорее к сфере эзотерики [Lewis, 2007]. Но есть в этом объявлении что-то, что относится скорее к области продуманного туристического маркетинга и что можно обоб щенно определить как обещание трудностей. Эти трудности могут описываться по-разному. Но в любом случае потенциальных клиентов будут готовить к тому, что им в поездке пред стоит работать над собой и преодолевать себя, а не просто наслаждаться северной экзотикой. Другими словами, важной составляющей ре кламного предложения является перспектива того, что для получения искомого опыта - но вых важных знаний и ощущений - нужно будет хорошенько потрудиться. Этот опыт, выстрадан ный и легитимный в качестве источника знаний о мире (это же экспедиция), будет особенно це нен, поскольку он производится через расходо вание не только физических, но и эмоциональ ных ресурсов. Последовательное именование экспедиция ми этих несложных маршрутов, не предполага ющих, казалось бы, никакой исследовательской 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz