Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2023 г.
побуждает человека отправиться в путь и опре деляет его восприятие того, что с ним (нею) про исходит во время похода (поездки). Здесь мы опираемся, с одной стороны, на концептуаль ный аппарат, строящийся на метафоре техно логии воображения [Sneath, Holbraad, Pedersen, 2009] и с другой стороны, на концепт «вообра женного» (imageneries), используемый в антро пологии туризма [Salazar, 2010]. Во-вторых - это «опыт», — прежде всего, телесное и эмоцио нальное мастерство пребывания в особых ме стах, приобретаемое в ходе подобных путеше ствий. Туристы стремятся такой опыт получить, проводники стремятся обеспечить им такую возможность. Особенно важным для нас ока зывается вопрос о том, как образы прошлого тех мест, в которые приезжают духовные ту ристы, работают в воображении путешествен ников и создают их впечатления. Именно эти образы прошлого во многом порождают репу тацию того или иного места как «места силы» и заставляют духовных туристов искать воз можность прикоснуться к истории, часто в бук вальном смысле этого слова. Образы этого прошлого могут быть конкрет ными или размытыми, транслироваться в виде больших исторических нарративов, описания этнографических деталей из жизни местного населения или же в виде вещей, которые мож но потрогать, а то и унести с собой в кармане куртки, часто испытывая при этом смешанные чувства страха, вины и удовлетворения. Они воз никают из непривычной для неподготовленного уха фонетики местных топонимов, проступают в деталях скальных образований, напоминаю щих жадному на подобные пейзажи глазу мега литические сооружения, и проявляются в спон танных ритуальных практиках, отсылающих к туманной, но по своему притягательной обла сти этники с ее могущественными шаманами, древними цивилизациями, духами урочищ и зву ками варгана. Момент контакта воображения туриста и материального носителя объекта, ко торый может или должен ответить на предвку шение переживания чего-то особого (это может быть не только касание, но визуальный контакт или услышанный звук) и производит искомый опыт. Свой способ работы с прошлым и произ водства из контакта и с ним особого опыта вы работал и тот человек, который является героем нашего рассказа. Недавно нам попалась на глаза реклама по ездки на оз. Сейдозеро, расположенное в центре Мурманской области и имеющее репутацию од ного из мощнейших «мест силы» в России. Эта реклама нас заинтересовала потому, что в этот момент мы были погружены в работу над схо жими сюжетами, но на других материалах. Нас интересовало, как в туристической индустрии реализуется образ Сейдозера как священного озера саамов. Мы исходили из того, что гиды и проводники должны активно использовать местное знание о культуре народа, населявшего эту землю, как это делается в других «саамских» туристических дестинациях Норвегии, Швеции и Финляндии [Olsen, 2003; Mathisen, 2010]. Более того мы не думали, что для кого-то перспектива разработки саамской темы будет совсем неин тересна (бесполезна) хотя бы в контексте Гипер бореи, когда мощная система образов прошлого, а именно история про обнаружение в окрестно стях Сейдозера остатков древней высокораз витой цивилизации, связывается с системой верований индигенного народа. Но в случае с этой рекламой мы увидели, что некоторые про екты в области духовного туризма на Сейдозе- ре не нуждаются ни в какой местной фактуре, представляя в качестве оригинального продук та привезенные путешественниками из дома универсалистские «образы» некоей общей тра диции или, лучше сказать, древней, но при этом вневременной традиционности. Организатором упомянутой поездки был петербургский инструктор по йоге (имя мы не используем в тексте по этическим сообра жениям). Он обращался к посетителям своего сайта и страниц в социальных сетях с предло жением присоединиться к нему в планируе мом путешествии, которое обещало быть за хватывающим и полезным. ^ ^ Скоро, с 11.09 по 19.09 [2020] я отправ люсь в ежегодную экспедицию в запо лярье к Сейдозеру. Цель - прокачка биз- нескачеств на местах силы, подъемах на гору Шамана и к Цирконозеру Нетвор- 51 А. С. Давыдова, С. А. Штырков rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz