Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2023 г.

побуждает человека отправиться в путь и опре­ деляет его восприятие того, что с ним (нею) про­ исходит во время похода (поездки). Здесь мы опираемся, с одной стороны, на концептуаль­ ный аппарат, строящийся на метафоре техно­ логии воображения [Sneath, Holbraad, Pedersen, 2009] и с другой стороны, на концепт «вообра­ женного» (imageneries), используемый в антро­ пологии туризма [Salazar, 2010]. Во-вторых - это «опыт», — прежде всего, телесное и эмоцио­ нальное мастерство пребывания в особых ме­ стах, приобретаемое в ходе подобных путеше­ ствий. Туристы стремятся такой опыт получить, проводники стремятся обеспечить им такую возможность. Особенно важным для нас ока­ зывается вопрос о том, как образы прошлого тех мест, в которые приезжают духовные ту­ ристы, работают в воображении путешествен­ ников и создают их впечатления. Именно эти образы прошлого во многом порождают репу­ тацию того или иного места как «места силы» и заставляют духовных туристов искать воз­ можность прикоснуться к истории, часто в бук­ вальном смысле этого слова. Образы этого прошлого могут быть конкрет­ ными или размытыми, транслироваться в виде больших исторических нарративов, описания этнографических деталей из жизни местного населения или же в виде вещей, которые мож­ но потрогать, а то и унести с собой в кармане куртки, часто испытывая при этом смешанные чувства страха, вины и удовлетворения. Они воз­ никают из непривычной для неподготовленного уха фонетики местных топонимов, проступают в деталях скальных образований, напоминаю­ щих жадному на подобные пейзажи глазу мега­ литические сооружения, и проявляются в спон­ танных ритуальных практиках, отсылающих к туманной, но по своему притягательной обла­ сти этники с ее могущественными шаманами, древними цивилизациями, духами урочищ и зву­ ками варгана. Момент контакта воображения туриста и материального носителя объекта, ко­ торый может или должен ответить на предвку­ шение переживания чего-то особого (это может быть не только касание, но визуальный контакт или услышанный звук) и производит искомый опыт. Свой способ работы с прошлым и произ­ водства из контакта и с ним особого опыта вы­ работал и тот человек, который является героем нашего рассказа. Недавно нам попалась на глаза реклама по­ ездки на оз. Сейдозеро, расположенное в центре Мурманской области и имеющее репутацию од­ ного из мощнейших «мест силы» в России. Эта реклама нас заинтересовала потому, что в этот момент мы были погружены в работу над схо­ жими сюжетами, но на других материалах. Нас интересовало, как в туристической индустрии реализуется образ Сейдозера как священного озера саамов. Мы исходили из того, что гиды и проводники должны активно использовать местное знание о культуре народа, населявшего эту землю, как это делается в других «саамских» туристических дестинациях Норвегии, Швеции и Финляндии [Olsen, 2003; Mathisen, 2010]. Более того мы не думали, что для кого-то перспектива разработки саамской темы будет совсем неин­ тересна (бесполезна) хотя бы в контексте Гипер­ бореи, когда мощная система образов прошлого, а именно история про обнаружение в окрестно­ стях Сейдозера остатков древней высокораз­ витой цивилизации, связывается с системой верований индигенного народа. Но в случае с этой рекламой мы увидели, что некоторые про­ екты в области духовного туризма на Сейдозе- ре не нуждаются ни в какой местной фактуре, представляя в качестве оригинального продук­ та привезенные путешественниками из дома универсалистские «образы» некоей общей тра­ диции или, лучше сказать, древней, но при этом вневременной традиционности. Организатором упомянутой поездки был петербургский инструктор по йоге (имя мы не используем в тексте по этическим сообра­ жениям). Он обращался к посетителям своего сайта и страниц в социальных сетях с предло­ жением присоединиться к нему в планируе­ мом путешествии, которое обещало быть за­ хватывающим и полезным. ^ ^ Скоро, с 11.09 по 19.09 [2020] я отправ­ люсь в ежегодную экспедицию в запо­ лярье к Сейдозеру. Цель - прокачка биз- нескачеств на местах силы, подъемах на гору Шамана и к Цирконозеру Нетвор- 51 А. С. Давыдова, С. А. Штырков rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz