Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2023 г.
ской областной научной библиотекой при под держке Министерства культуры Мурманской области, монография стала лучшей книгой о Мурманской области в номинации «Страна «Мурманика»: «Исследователи из Центра гума нитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН, Института языка, литера туры и истории Карельского научного центра РАН и Мурманского областного краеведческо го музея провели серьезную и многоплановую работу, показавшую с разных ракурсов жизнь региона в первые десятилетия XX века» [Три лучшие книги, 2023]. « О т с т а н ц и о н н ы х п о с е л к о в д о п р о м ы ш л е н н ы х гор о д о в : и с т о р и к о -э т н о г р а ф и ч е с к и й проф ил ь р е ги о н а » . О с н о в ны е р е з у л ь т а ты Глава О. В. Змеевой «От станционных посел ков до промышленных городов: историко-эт нографический профиль региона» посвящена изучению этносоциальных последствий реа лизации планов позднеимперского и раннесо ветского железнодорожного строительства на Кольском полуострове. Объединяющим исто рические эпохи событием стало строитель ство Мурманской железной дороги. Введение в эксплуатацию железнодорожной линии осу ществлено при императоре Николае II. Однако исправление, укрепление, поправление и пе ределывание объектов железнодорожного строительства, словом, завершение процесса продолжалось вплоть до начала Второй миро вой войны. В этот двадцатипятилетний период на Кольском полуострове сохранялся стреми тельный рост численности населения. Исследование О. В. Змеевой выполнено в рамках историко-культурного, антрополо гического и системного подходов. Объектами исследования стали социальные и професси ональные группы населения Кольского полу острова, сыгравшие наиболее заметную роль на разных этапах модернизационных преобра зований и в формировании историко-культур ного профиля Кольского Севера: от строителей Мурманской железной дороги в Российской империи до исследователей-естествоиспыта- телей периода советской индустриализации. Особенности военного времени повлияли на формирование коллектива строителей же лезной дороги. Он создавался как временная полиэтническая общность, состоявшая из раз нообразных социальных и профессиональных групп. Автор выделила несколько этапов при влечения рабочих на стройку. Их закрепление на местах не имело существенных результа тов. Прежде всего это связано с особенно стями природно-климатического характера в регионах строительства и значительными расстояниями между населенными пунктами в Карелии и на Кольском полуострове. Привле чение большого числа разнообразных этниче ских групп рабочих в районы строительства дороги привели к формированию своеобраз ной этносоциальной структуры. О. В. Змеева на примере взаимодействия строителей доро ги и представителей службы охраны показала- ла способы обеспечения социального порядка «не только при помощи функционального рас пределения обязанностей и полномочий на ос новании соответствующих норм, но и благо даря правилам, установленным этническими традициями» [Население, 2022. С. 194]. Железнодорожный поселок на станции Мурман, а также территория для нового города оставались «конечным пунктом» Мурманской железной дороги до тех пор, пока не получили статус поселения городского типа с новым на званием - Романов-на-Мурмане (Мурманск). Образ отличного от других поселений горо да современные северяне поддерживают при помощи обращения к его «уникальным» и «специфическим» поселенческим характе ристикам. Автор рассматривала исторические, географические и природные обстоятельства, сформировавшие современный историко-эт нографический профиль города. Показано рай онирование и «присвоение» городского про странства с учетом представлений значимых для Мурманска личностей - исследователей, краеведов, писателей. Советский мир Заполярья опирался на но вый порядок, в основе которого - многочис ленные научные изыскания. В частности, геолого-минералогические исследования цен тральной части Кольского полуострова спо 11 О. В. Змеева rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz