Вестник Кольского научного центра РАН № 2, 2023 г.

Рис. 6. Расходы на транспортировку CO2на большие расстояния (2019 г.). Источник: составлено авторами на основе [ZEP] На рис. 6 представлено изменение затрат на транспортировку 1 тонны СО2 в зависимо­ сти от вида транспорта, расстояния и объема транспортируемого газа. Можно отметить, что увеличение объемов перевозки может значи­ тельно снизить удельные затраты, особенно Рис. 7. Расходы на захоронение CO2. Источник: составлено авторами на основе [ZEP] это актуально для трубопроводного транспор­ та, которому свойственна высокая доля ка­ питальных затрат. Затраты на корабельный транспорт, в свою очередь, отличаются низкой чувствительностью к изменению расстояния перевозки. Сравнивать удельные затра­ ты на захоронение оказывает­ ся сложнее в связи с тем, что стоимость закачки будет силь­ но зависеть от специфических, уникальных характеристик кон­ кретного хранилища / нефтега­ зового месторождения (НГМ). На рис. 7 представлена вариация затрат на хранение в зависимости от типа хранилища (с учетом пост- проектного мониторинга). Для понимания, от чего зависит представленное различие в затра­ тах, давайте обобщим факторы, оказывающие влияние на стои­ мость внедрения CC(U)S. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz