Вестник Кольского научного центра РАН № 1, 2023 г.

ЭКОНОМИКА АРКТИКИ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В НЕЙ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЯМАЯ! Вестник Кольского научного центра 1/2023 (15) природного газа (СПГ) развивается такими темпами, что уже через 10-15 лет, по оценкам экспертов, обойдет рынок трубопроводного. По данным исследований, в среднесрочной перспективе значительно нарастить объе­ мы добычи природного газа и производства СПГ смогут Катар, США и Россия. Целью с та ­ тьи стал анализ основных тенденций разви­ тия мирового рынка СПГ в новых геополити­ ческих условиях и перспектив реализации российских арктических СПГ-проектов. При­ водятся такие данные: «Россия, в случае реа­ лизации таких проектов, как «Арктик СПГ —2» (активно реализуется) и «Якутский СПГ», уже к 2027 году будет обладать производствен­ ными мощностями в 70 млн тонн. Напомним, что вероятность реализации этих проектов, согласно данным Долгосрочной программы развития производства сжиженного природ­ ного газа в РФ, очень высока. Также весьма вероятна реализация проектов «Дальнево­ сточный СПГ» и «Комплекс по переработке этансодержащего газа в порту Усть-Луга». Суммарно производственные мощности рос­ сийских СПГ-заводов к 2030 году должны до­ стигнуть отметки в 90 млн тонн, а доля России на мировом рынке СПГ возрастет с 7,5-8 % до 13-15 %». Причем совсем не случайно при проектировании отечественных заводов по сжижению природного газа отдается предпо­ чтение регионам Арктической зоны РФ: имен­ но здесь добывается около 90 % российского газа, а его транспортировка для сжижения в другие районы страны только повысит себе­ стоимость производства. В статье Максима Кошкарева из Институ­ та деловой карьеры «Москва» и Константина Данилина, аспиранта ИЭП им. Лузина «Значе­ ние освоения ресурсов угля в развитии Аркти­ ческого региона» речь идет о том, что в АЗРФ сегодня реализуется ряд крупных проектов по угледобыче, при этом комплексный анализ перспектив добычи арктического угля требу­ ется для наиболее глубокого понимания об­ щего контекста освоения Арктики, в которой угольная промышленность, наряду с угле­ водородными проектами, занимает особую нишу. Спрос на уголь на внутреннем и внеш­ нем рынках остается стабильным, при этом большой плюс добычи угля именно в АЗРФ в логистическом преимуществе, поскольку его не требуется перевозить по железной до­ роги - можно сразу же отправлять потреби­ телю по Севморпути. Для исследований ав­ торы разработали специальный поэтапный SWOT-анализ перспектив добычи арктиче­ ского угля по пяти основным аспектам, зна­ чимым как для реализации самих проектов, так и для общего социально-экономического развития региона, и привели оценки сильных и слабых сторон угольных проектов, угроз для их воплощения и возможностей, которые они открывают. Такая методика может быть использована для анализа освоения других видов арктических ресурсов. И вновь о Севморпути идет речь в матери­ але Елены Ворониной из Федерального иссле­ довательского центра «Информатика и управ­ ление» Российской академии наук. Точнее, о современных подходах к обеспечению его комплексного развития. Елена Петровна провела и представила маркетинговый ана­ лиз транспортно-логистического потенциала СМП - основных факторов, определяющих его развитие в контексте увеличения интен­ сивности судоходства и роста грузоперево­ зок, и с помощью трехмерной матрицы рас­ смотрела ожидания и требования ключевых субъектов использования арктической мор­ ской магистрали, оценила процесс формиро­ вания спроса, выявила и обобщила наиболее значимые характеристики функционирования Севморпути с учетом региональных специ­ фических особенностей, проанализировала сложности транспортировки грузов в усло­ виях жесткой конкуренции на рынке морских транспортных услуг. О модели циркулярной экономики сельско­ го хозяйства в контексте устойчивого разви­ тия рассказывает Анна Щербакова (Понома­ рева) из Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми науч­ ного центра Уральского отделения РАН. Она подчеркивает, что необходим переход на но­ вую ресурсоэффективную модель в сель­ ском хозяйстве. А суть этого перехода в том, 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz