Вестник Кольского научного центра РАН №1, 2022 г.

Рис. 2. Штраних В. Ф. Спуск атомного ледокола «Ленин» на воду. 1960. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург В. Ф. Штраниха (рис. 2). Оба произведения на­ писаны в 1960 г., то есть отразили событие бук­ вально «по следам», и представляют два совер­ шенно разных взгляда на одну и ту же тему. Гавриил Кондратьевич Малыш (1907-1998), член Санкт-Петербургского союза художников, родился в селе Китайгородка под Екатеринос- лавом (ныне г. Днепр). Окончив Одесский ху­ дожественный институт (учился у Т. Б. Фраер- мана и А. Ф. Гауша), жил в Ленинграде, работал главным художником Ленинградского государ­ ственного музея реконструкции сельского хо­ зяйства. С 1950-х г. принимал активное участие в многочисленных выставках, мастер лириче­ ского пейзажа и натюрморта. Название картины Г К. Малыша «Атомный ледокол "Ленин"» предполагает, что зритель увидит хрестоматийный яркий образ знамени­ того ледокола-великана. Однако здесь ледокол показан вдалеке, в туманной дымке, где среди ажурных линий портовых кранов величествен­ но возвышается лишь его силуэт в нежных сиренево-голубых тонах. Передний план - тёп­ лый, в розовых лучах. На морской глади сияют солнечные блики, а тёмным контрастом к ним сочными, широкими мазками написаны лодки, баркасы, катера. Дымок из труб растворяется в серебристом небе, а белоснежные чайки соз­ дают романтическую, воздушную атмосферу картине. Всё дышит спокойствием, сюжет уди­ вительно мирный. И в противовес этой картине на выставке «Строго на Север» представлена триумфаль­ ная, торжественная композиция московского художника Владимира Фёдоровича Штрани- ха (1888-1981). В. Ф. Штраних родился в селе Царицыно Московской губернии (ныне это территория Москвы), но детские годы провёл в Смоленске и впоследствии «часто бывал в местах своего детства, совершая творче­ 9 Ю.И. Максимов, А.Б. Мамбетова, А.И. Кривичев rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz