Вестник Кольского научного центра РАН №1, 2022 г.

ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ Вестник Кольского научного центра 1/2022 (14) ские поездки со смоленскими художниками» [Ландшафтная ..., 2021, с. 139]. Краткие биогра­ фические сведения о художнике можно найти в монографии «Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи»: «Художественное образование получил в Строгановском учи­ лище (1900 -1907). Во время учебы в Москов­ ском училище живописи, ваяния и зодчества (1909 - 1916) работал помощником художника К. А. Коровина в Большом театре. Участво­ вал в первой мировой войне, был конным ар­ тиллеристом. После революции был избран заместителем председателя Смоленского отделения Пролеткульта по вопросам изобра­ зительного искусства. Руководил мастерской живописи. В 1922 году переехал в Москву, где работал в издательствах и редакциях цен­ тральных газет и журналов как иллюстратор» [Грибер, 2008, с. 249]. В Москве, в Музее земле­ ведения МГУ, представлена картина В. Ф. Штра- ниха «Ледокол во главе каравана судов» [Ланд­ шафтная ..., 2021, с. 61, 139, 155]. Картина В. Ф. Штраниха «Спуск атомного ле­ докола "Ленин" на воду», несмотря на большие размеры (302х196 см), смотрится легко, воз­ душно. Колористическое решение, на первый взгляд, локально, но при более внимательном рассмотрении оно сложное, многоцветное. Композиция построена по диагонали, и это придаёт сюжету динамику, зритель ощущает «эффект присутствия»: вот-вот, ещё мгновение - и многотонная махина будет спущена на воду. Сначала мы видим прекрасный чёрный ледокол с красной ватерлинией,такой величественный на фоне серебристо-серого неба. Палуба, борт нарядно украшены развевающимся на ветру алыми лентами, пёстрыми сигнальными флаж­ ками. «Люди, тесной толпой обступившие пор­ товый док, радостно приветствуют волнующий момент: огромный, словно многоэтажный дво­ рец, ледокол сходит со стапелей, и большая волна, словно салют, взмывает вверх белыми брызгами. Люди прописаны быстрыми, точ­ ными мазками, их невозможно разглядеть: как это бывает в жизни, большое количество людей видится одним общим целым. И здесь всё объединено одной эмоцией восторга от происходящего, ведь вся эта гигантская сила, сходящая в океанские воды, является результа­ том коллективного труда этих людей. И посте­ пенно осознаёшь, что люди, они повсюду, они управляют этим грандиозным действом, они создали всё это. Ледокол - не мёртвая маши­ на, а живой сложный организм. Вспоминаются замечательные слова из фильма «Путь к прича­ лу» (режиссёр Георгий Данелия, 1962): «Корабли, как и люди, рождаются на земле. Частицей зем­ ного тепла, земной радости и печали они уплы­ вают в море. Будьте счастливы, люди и кораб­ ли! И пусть, кто уходит, вернутся!»» [Максимов, Мамбетова, Кривичев, 2021, с. 21-22]. Л и т е р а т у р а 1. Грибер Ю. А. Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи: монография. Смоленск: Маджента, 2008. 296 с. 2. Ландшафтная живопись в Музее землеведения МГУ: каталог / под ред. А. В. Смурова и В. В. Снакина; МГУ имени М. В. Ломоносова, Музей землеведения МГУ. М.: МАКС Пресс, 2021. 172 с.: ил. 3. Максимов Ю. И., Мамбетова А. Б., Кривичев А. И. Строго на Север: освоение Арктики в произведениях художников // Вестник Кольского научного центра РАН. 2021. Т. 13, № 1. С. 7-22. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz