Вестник Кольского научного центра РАН №1, 2022 г.
ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ Вестник Кольского научного центра 1/2022 (14) ские поездки со смоленскими художниками» [Ландшафтная ..., 2021, с. 139]. Краткие биогра фические сведения о художнике можно найти в монографии «Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи»: «Художественное образование получил в Строгановском учи лище (1900 -1907). Во время учебы в Москов ском училище живописи, ваяния и зодчества (1909 - 1916) работал помощником художника К. А. Коровина в Большом театре. Участво вал в первой мировой войне, был конным ар тиллеристом. После революции был избран заместителем председателя Смоленского отделения Пролеткульта по вопросам изобра зительного искусства. Руководил мастерской живописи. В 1922 году переехал в Москву, где работал в издательствах и редакциях цен тральных газет и журналов как иллюстратор» [Грибер, 2008, с. 249]. В Москве, в Музее земле ведения МГУ, представлена картина В. Ф. Штра- ниха «Ледокол во главе каравана судов» [Ланд шафтная ..., 2021, с. 61, 139, 155]. Картина В. Ф. Штраниха «Спуск атомного ле докола "Ленин" на воду», несмотря на большие размеры (302х196 см), смотрится легко, воз душно. Колористическое решение, на первый взгляд, локально, но при более внимательном рассмотрении оно сложное, многоцветное. Композиция построена по диагонали, и это придаёт сюжету динамику, зритель ощущает «эффект присутствия»: вот-вот, ещё мгновение - и многотонная махина будет спущена на воду. Сначала мы видим прекрасный чёрный ледокол с красной ватерлинией,такой величественный на фоне серебристо-серого неба. Палуба, борт нарядно украшены развевающимся на ветру алыми лентами, пёстрыми сигнальными флаж ками. «Люди, тесной толпой обступившие пор товый док, радостно приветствуют волнующий момент: огромный, словно многоэтажный дво рец, ледокол сходит со стапелей, и большая волна, словно салют, взмывает вверх белыми брызгами. Люди прописаны быстрыми, точ ными мазками, их невозможно разглядеть: как это бывает в жизни, большое количество людей видится одним общим целым. И здесь всё объединено одной эмоцией восторга от происходящего, ведь вся эта гигантская сила, сходящая в океанские воды, является результа том коллективного труда этих людей. И посте пенно осознаёшь, что люди, они повсюду, они управляют этим грандиозным действом, они создали всё это. Ледокол - не мёртвая маши на, а живой сложный организм. Вспоминаются замечательные слова из фильма «Путь к прича лу» (режиссёр Георгий Данелия, 1962): «Корабли, как и люди, рождаются на земле. Частицей зем ного тепла, земной радости и печали они уплы вают в море. Будьте счастливы, люди и кораб ли! И пусть, кто уходит, вернутся!»» [Максимов, Мамбетова, Кривичев, 2021, с. 21-22]. Л и т е р а т у р а 1. Грибер Ю. А. Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи: монография. Смоленск: Маджента, 2008. 296 с. 2. Ландшафтная живопись в Музее землеведения МГУ: каталог / под ред. А. В. Смурова и В. В. Снакина; МГУ имени М. В. Ломоносова, Музей землеведения МГУ. М.: МАКС Пресс, 2021. 172 с.: ил. 3. Максимов Ю. И., Мамбетова А. Б., Кривичев А. И. Строго на Север: освоение Арктики в произведениях художников // Вестник Кольского научного центра РАН. 2021. Т. 13, № 1. С. 7-22. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz