Вестник Кольского научного центра РАН №3, 2021 г.

го уровня немного повысился (табл. 4). Содной стороны, данный факт свидетельствует о ста­ бильности пенсионного обеспечения в России и ее регионах, с другой - «неизменчивость» уровня пенсий в арктических регионах относи­ тельно среднероссийского значения не высту­ пает стимулом для продолжения жизни и де­ ятельности в суровых арктических условиях, особенно если учесть, что цены на продукты питания и непродовольственные товары здесь растут быстрее, чем в целом по стране. Несмотря на повышенные пенсии, среди лиц пенсионного возраста высока миграция (табл. 4) из всех арктических регионов России. Пенсионерам при переезде из «северного» ре­ гиона в «несеверный» следует помнить о сле­ дующих обстоятельствах, которые могут отри­ цательно сказаться на уровне их доходов: 1. О возможности снижения пенсии даже при условии 15 лет работы на Крайнем Севере или 20 лет — на приравненных территориях. Эти условия дают пра­ во на повышение фиксированной вы­ платы на коэффициенты 1,5 и 1,3 со­ ответственно. Однако если пенсионер проживал в регионе с районным коэф­ фициентом 2,0 (например, Алеутский район Камчатского края) и, выработав 15 лет стажа на Крайнем Севера, пере­ ехал на юг, то коэффициент 2,0 у него снизится до 1,5. 2. О федеральной социальной доплате. Не­ работающие пенсионеры получают соци­ альную доплату до уровня прожиточного минимума, если размер их пенсии до него «не достает». А поскольку прожиточный уровень для соцдоплаты определяется по региону проживания, переезд в другой регион может повлечь изменение пенсии. 3. О риске пересчета пенсии из-за ошибки в пенсионном деле. Пенсия по старости назначается бессрочно — но это вовсе не значит, что ПФР не вправе проверять правильность ее расчета спустя многие годы после назначения. И вполне воз­ можно, что после такой проверки могут выявить ошибки и пересчитать пенсию в сторону снижения. Наиболее часто та­ кие ситуации возникают как раз после переезда: пенсионное дело переходит в другое управление ПФР, по месту ново­ гожительства пенсионера. Следует отметить, что граждане пожилого возраста имеют в России особый социальный статус, получая дополнительную господдерж­ ку, в том числе в виде льгот для пенсионеров, связанную с недвижимостью. Таблица 4. Соотношение среднего размера назначенных пенсий в арктических регионах РФ и среднероссийского значения пенсий. Регион 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Российская Федерация 1 1 1 1 1 1 1 1 Республика Карелия 1,22 1,23 1,23 1,23 1,23 1,16 1,23 1,23 Республика Коми 1,27 1,27 1,28 1,28 1,28 1,20 1,27 1,27 Ненецкий авт. о. 1,53 1,54 1,55 1,56 1,56 1,40 1,55 1,54 Архангельская обл. (без авт. о.) 1,24 1,24 1,24 1,24 1,25 1,17 1,24 1,24 Мурманская обл. 1,36 1,37 1,37 1,37 1,38 1,27 1,36 1,35 Ямало-Ненецкий авт. о. 1,53 1,52 1,53 1,53 1,53 1,37 1,50 1,48 Красноярский край 1,07 1,08 1,07 1,08 1,08 1,05 1,07 1,07 Республика Саха (Якутия) 1,37 1,37 1,37 1,38 1,38 1,27 1,35 1,34 Чукотский авт. о. 1,84 1,84 1,85 1,85 1,84 1,58 1,76 1,72 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz