Вестник Кольского научного центра РАН №1, 2021 г.
графики, декоративно-прикладного искусства, книг и предметов быта. Здесь экспонируются иконы XVII—XIX вв. из Свято-Никольской церк ви села Ковда Кандалакшского района Мур манской области. Святой Николай (Никола) считался покровителем тех, чья жизнь зави села от водной стихии, — мореходов, рыбаков, зверобоев. Часовни и церкви в его честь стро ились почти в каждом поморском селении. На втором этаже располагались произве дения изобразительного искусства русских художников конца XIX - первой половины XX вв. На рубеже столетий, в годы открытия арктических земель, художники отправлялись в опасные экспедиции на Крайний Север на ряду с учеными для того, чтобы создать визу альный ряд, запечатлеть климат, быт, природу неизведанных мест. В довоенные годы, когда начали развиваться новые способы путеше ствий — по воздуху и по Северному морско му пути, художники также принимали участие в поездках в Арктику. На третьем этаже зрители увидели жи вопись и графику послевоенного периода, то есть созданные в годы, когда в Заполярье шли восстановительные работы, грандиозные стройки, осваивались новые большие проек ты. Также широко представлены произведе ния современных мурманских художников, созданные ими в экспедициях по Северному морскому пути. Необходимо отдельно рассказать про представленный на выставке аудиовизуаль ный проект «Красный меридиан», созданный Александром Елиным — врачом и компози тором из Томска. Лейтмотивом проекта ста ла найденная Александром в гараже своего родственника, бывшего моряка и покорителя Арктики Сергея Ильича Борисова, 8-милли метровая кинопленка, отснятая им во время плаваний на первых атомных ледоколах серии «Арктика» в середине 1950-х гг. Кино любитель ское, немое. Александр Елин написал к нему музыкальные композиции «Рассвет», «Холод», «Ночные исследования», «Крушение», «Заморо женный», «Переутомление», «Мили безмолвия» и «Красный меридиан». Наряду с произведениями искусства, на вы ставке «Строго на Север» была представле на минералогическая коллекция «Красота и блеск кристаллов», включающая 42 музей ных предмета. Ее дополняла картосхема «Ос новные руды и цветные камни Кольского полу острова». Из всех представленных на выставке кар тин для описания в настоящей статье выбра но одиннадцать. Каждая из них ярко отражает свою эпоху, в каждой прослеживаются художе ственные тенденции определенного времени. Арктическое экспедиционное изобразительное искусство конца XIX вв. Жанр арктического экспедиционного изо бразительного искусства начал формиро ваться в XIX в. благодаря участию професси ональных художников в составе арктических экспедиций. Как заметил искусствовед и ху дожник В.Н. Бубенцов, «появились необычные, невиданные никем ранее реалистические этю ды и колоритные полотна неведомых запо лярных земель» [Бубенцов, 2012, с. 241]. Худо жественное освоение Кольского полуострова началось в 1894 г. с экспедиций Александра Борисова, творческих командировок Констан тина Коровина и Валентина Серова (табл. 1). Александр Алексеевич Борисов (1866 1934) — талантливейший русский художник, родился в деревне Глубокий Ручей Сольвы- чегодского уезда Вологодской губернии. Вы ходец из крестьянской семьи, он с юных лет проявлял способности к изобразительному искусству. Начал творческий путь в иконопис ной мастерской Соловецкого монастыря, затем продолжил образование в Санкт-Петербурге — сначала в Рисовальной школе Общества поощ рения художеств (1886-1888 гг.), а потом в Ака демии художеств (1888-1897 гг.), был учеником И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. В период с 1894 по 1903 гг. А.А. Борисов принял участие в семи экспедициях на Крайний Север, о чем ранее пи сали авторы статьи [Максимов, Кривичев, 2020]. На картине А.А. Борисова «В Екатерининской гавани» (рис. 1) мы видим пейзаж тогда еще безлюдного, неосвоенного места, где в скором времени будет основан порт и город Алексан- 9 Ю.И. Максимов, А.Б. Мамбетова, А.И. Кривичев rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz