Вестник Кольского научного центра РАН №1, 2021 г.

графики, декоративно-прикладного искусства, книг и предметов быта. Здесь экспонируются иконы XVII—XIX вв. из Свято-Никольской церк­ ви села Ковда Кандалакшского района Мур­ манской области. Святой Николай (Никола) считался покровителем тех, чья жизнь зави­ села от водной стихии, — мореходов, рыбаков, зверобоев. Часовни и церкви в его честь стро­ ились почти в каждом поморском селении. На втором этаже располагались произве­ дения изобразительного искусства русских художников конца XIX - первой половины XX вв. На рубеже столетий, в годы открытия арктических земель, художники отправлялись в опасные экспедиции на Крайний Север на­ ряду с учеными для того, чтобы создать визу­ альный ряд, запечатлеть климат, быт, природу неизведанных мест. В довоенные годы, когда начали развиваться новые способы путеше­ ствий — по воздуху и по Северному морско­ му пути, художники также принимали участие в поездках в Арктику. На третьем этаже зрители увидели жи­ вопись и графику послевоенного периода, то есть созданные в годы, когда в Заполярье шли восстановительные работы, грандиозные стройки, осваивались новые большие проек­ ты. Также широко представлены произведе­ ния современных мурманских художников, созданные ими в экспедициях по Северному морскому пути. Необходимо отдельно рассказать про представленный на выставке аудиовизуаль­ ный проект «Красный меридиан», созданный Александром Елиным — врачом и компози­ тором из Томска. Лейтмотивом проекта ста­ ла найденная Александром в гараже своего родственника, бывшего моряка и покорителя Арктики Сергея Ильича Борисова, 8-милли­ метровая кинопленка, отснятая им во время плаваний на первых атомных ледоколах серии «Арктика» в середине 1950-х гг. Кино любитель­ ское, немое. Александр Елин написал к нему музыкальные композиции «Рассвет», «Холод», «Ночные исследования», «Крушение», «Заморо­ женный», «Переутомление», «Мили безмолвия» и «Красный меридиан». Наряду с произведениями искусства, на вы­ ставке «Строго на Север» была представле­ на минералогическая коллекция «Красота и блеск кристаллов», включающая 42 музей­ ных предмета. Ее дополняла картосхема «Ос­ новные руды и цветные камни Кольского полу­ острова». Из всех представленных на выставке кар­ тин для описания в настоящей статье выбра­ но одиннадцать. Каждая из них ярко отражает свою эпоху, в каждой прослеживаются художе­ ственные тенденции определенного времени. Арктическое экспедиционное изобразительное искусство конца XIX вв. Жанр арктического экспедиционного изо­ бразительного искусства начал формиро­ ваться в XIX в. благодаря участию професси­ ональных художников в составе арктических экспедиций. Как заметил искусствовед и ху­ дожник В.Н. Бубенцов, «появились необычные, невиданные никем ранее реалистические этю­ ды и колоритные полотна неведомых запо­ лярных земель» [Бубенцов, 2012, с. 241]. Худо­ жественное освоение Кольского полуострова началось в 1894 г. с экспедиций Александра Борисова, творческих командировок Констан­ тина Коровина и Валентина Серова (табл. 1). Александр Алексеевич Борисов (1866­ 1934) — талантливейший русский художник, родился в деревне Глубокий Ручей Сольвы- чегодского уезда Вологодской губернии. Вы­ ходец из крестьянской семьи, он с юных лет проявлял способности к изобразительному искусству. Начал творческий путь в иконопис­ ной мастерской Соловецкого монастыря, затем продолжил образование в Санкт-Петербурге — сначала в Рисовальной школе Общества поощ­ рения художеств (1886-1888 гг.), а потом в Ака­ демии художеств (1888-1897 гг.), был учеником И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. В период с 1894 по 1903 гг. А.А. Борисов принял участие в семи экспедициях на Крайний Север, о чем ранее пи­ сали авторы статьи [Максимов, Кривичев, 2020]. На картине А.А. Борисова «В Екатерининской гавани» (рис. 1) мы видим пейзаж тогда еще безлюдного, неосвоенного места, где в скором времени будет основан порт и город Алексан- 9 Ю.И. Максимов, А.Б. Мамбетова, А.И. Кривичев rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz