Вестник Кольского научного центра РАН №1, 2021 г.

пенно осознаешь, что люди — они повсюду, они управляют этим грандиозным действом, они создали все это. Ледокол — не мертвая маши­ на, а живой сложный организм. Вспоминаются замечательные слова из фильма «Путь к прича­ лу» (режиссер Георгий Данелия, 1962): «Корабли, как и люди, рождаются на земле. Частицей зем­ ного тепла, земной радости и печали они уплы­ вают в море. Будьте счастливы, люди и корабли! И пусть, кто уходит, вернутся!» Заключение На выставке «Строго на Север» зрителям по­ счастливилось увидеть в одном художествен­ ном пространстве шедевры живописи и графики разных эпох, разных музейных и частных собра­ ний. Здесь были картины известных на весь мир живописцев, работы которых украшают коллек­ ции многих солидных музеев, и картины мало­ известных художников. Тем не менее организа­ торам экспозиции удалось объединить каждый экспонат единой идеей — огромным и прекрас­ ным миром Арктики и Русского Севера. В Мурманске состоялась не просто художе­ ственная выставка — ее можно считать синте­ зом науки и искусства, подобно экспозициям музея Арктики иАнтарктики в Санкт-Петербур­ ге, Музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного цен­ тра РАН, Музея землеведения МГУ им. М.В. Ло- Рис. 11. Малыш ГК. Атомный ледокол «Ленин». 1960. Холст, масло. Из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга моносова и ряда других музеев. Составители выставки строго придерживались выбранной тематики, логично сочетающей в себе про­ изведения искусства и естественнонаучные экспонаты, которые представили полный об­ раз не только Кольского Заполярья, но и всего Крайнего Севера России. Здесь также можно было увидеть аутентичные образцы декора­ тивно-прикладного искусства, шедевры ико­ нописи, которые отражают культурные тради­ ции и историю освоения северных земель. Историко-культурное значение произведе­ ний изобразительного искусства, представ­ ленных на выставке, очень велико, несмотря на различную их художественную ценность. О проблеме «эстетизма» (или красоты) в стенах научного музея массового типа писал директор и основатель Государственного Дарвиновского музея Александр Федорович Котс. Он считал, что красота музейного предмета не должна затмевать его научную значимость. Более того, «красота, не претворенная идейно, может быть во вред научному музею» [Котс, 2013, с. 172]. Русские художники, в работах которых пред­ ставлены пейзажи Крайнего Севера, являлись первопроходцами этих территорий, поскольку писали с натуры, зачастую будучи участника­ ми экспедиций. К.А. Коровин, А.А. Борисов — яркие представители популярного на рубеже Х1Х-ХХ вв. импрессионизма. Все их пейзажи — классические образцы этого направления. 21 Ю.И. Максимов, А.Б. Мамбетова, А.И. Кривичев rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz