Вестник Кольского научного центра РАН №1, 2021 г.

СТРОГО НА СЕВЕР: ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ ВПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ Вестник КНЦ РАН 1/2021 (13) полон лиризма и теплоты. Вдалеке дымят вы­ сокие трубы Апатитской ТЭЦ — их четкая гео­ метрия составляет резкий контраст с неров­ ным рельефом гор, а на ближнем плане — улица с небольшими домиками и тонкими деревцами с кружевными кронами. По расчищенной зим­ ней тропинке неспеша идут люди — их фигурки совсем небольшие, прописаны несколькими точными штрихами. Тем не менее именно люди здесь главные. Вся улица, большая стройка, дорога — это их жизнь, результат их труда. ТЭЦ обеспечивает теплом северные города — Апа­ титы и Кировск. Полоса дороги по диагонали прочерчивает всю композицию и словно уво­ дит зрителя в горы, до самой вершины гряды. Заснеженные горы, крыши, высокие сугробы, нежно-голубое небо — вся картина наполнена светом, создавая ощущение радости. На картине ленинградского художника Гав­ риила Кондратьевича Малыша (1907-1998), уроженца села Китайгородка Екатеринослав- ской губернии, выпускника Одесского художе­ ственного института (1934), мы видим исто­ рическое событие — спуск на воду атомного ледокола «Ленин» (рис. 11), первого в мире над­ водного судна с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в 1957 г. на судостро­ ительном заводе им. Андре Марти в Ленин­ граде для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации. С 1960 г. был передан в состав Мурманского мор­ ского пароходства. Картина написана в том же 1960 г., то есть буквально «по следам». Несмо­ тря на большие размеры (200х100 см), полотно смотрится легко, воздушно. Колористическое решение, на первый взгляд, локально, но при более внимательном рассмотрении оно слож­ ное, многоцветное. Композиция построена так, что мы сначала видим на фоне серебристо-се­ рого неба прекрасный черный ледокол с крас­ ной ватерлинией. Палуба, борт нарядно укра­ шены алыми лентами, пестрыми сигнальными флажками и развевающимся на ветру красным советским флагом. Люди, тесной толпой обсту­ пившие портовый док, радостно приветствуют волнующий момент: огромный, словно многоэ­ тажный дворец, ледокол сходит со стапелей, и большая волна, словно салют, взмывает вверх белыми брызгами. Люди прописаны быстрыми, точными мазками, их невозможно разглядеть: как это бывает в жизни, большое количество людей видится одним общим целым. И здесь все объединено одной эмоцией восторга от происходящего, ведь вся эта гигантская сила, сходящая в океанские воды, является результа­ том коллективного труда этих людей. И посте- Рис. 10. Баранов В.Г У подножия Хибин, 1964. Картон, масло. Из собрания Мурманского областного художественного музея 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz