Вестник Кольского научного центра РАН №1, 2021 г.
СТРОГО НА СЕВЕР: ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ ВПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ Вестник КНЦ РАН 1/2021 (13) полон лиризма и теплоты. Вдалеке дымят вы сокие трубы Апатитской ТЭЦ — их четкая гео метрия составляет резкий контраст с неров ным рельефом гор, а на ближнем плане — улица с небольшими домиками и тонкими деревцами с кружевными кронами. По расчищенной зим ней тропинке неспеша идут люди — их фигурки совсем небольшие, прописаны несколькими точными штрихами. Тем не менее именно люди здесь главные. Вся улица, большая стройка, дорога — это их жизнь, результат их труда. ТЭЦ обеспечивает теплом северные города — Апа титы и Кировск. Полоса дороги по диагонали прочерчивает всю композицию и словно уво дит зрителя в горы, до самой вершины гряды. Заснеженные горы, крыши, высокие сугробы, нежно-голубое небо — вся картина наполнена светом, создавая ощущение радости. На картине ленинградского художника Гав риила Кондратьевича Малыша (1907-1998), уроженца села Китайгородка Екатеринослав- ской губернии, выпускника Одесского художе ственного института (1934), мы видим исто рическое событие — спуск на воду атомного ледокола «Ленин» (рис. 11), первого в мире над водного судна с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в 1957 г. на судостро ительном заводе им. Андре Марти в Ленин граде для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации. С 1960 г. был передан в состав Мурманского мор ского пароходства. Картина написана в том же 1960 г., то есть буквально «по следам». Несмо тря на большие размеры (200х100 см), полотно смотрится легко, воздушно. Колористическое решение, на первый взгляд, локально, но при более внимательном рассмотрении оно слож ное, многоцветное. Композиция построена так, что мы сначала видим на фоне серебристо-се рого неба прекрасный черный ледокол с крас ной ватерлинией. Палуба, борт нарядно укра шены алыми лентами, пестрыми сигнальными флажками и развевающимся на ветру красным советским флагом. Люди, тесной толпой обсту пившие портовый док, радостно приветствуют волнующий момент: огромный, словно многоэ тажный дворец, ледокол сходит со стапелей, и большая волна, словно салют, взмывает вверх белыми брызгами. Люди прописаны быстрыми, точными мазками, их невозможно разглядеть: как это бывает в жизни, большое количество людей видится одним общим целым. И здесь все объединено одной эмоцией восторга от происходящего, ведь вся эта гигантская сила, сходящая в океанские воды, является результа том коллективного труда этих людей. И посте- Рис. 10. Баранов В.Г У подножия Хибин, 1964. Картон, масло. Из собрания Мурманского областного художественного музея 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz