Вестник Кольского научного центра РАН №1, 2021 г.

тал в Мурманске художником-постановщиком Мурманского областного драматического теа­ тра и Мурманской студии телевидения, руково­ дителем изостудии ДК рыбаков Мурманска. На картине В.А. Алексеева «Мурманск об­ новляется» (рис. 9) мы видим жизнь главной улицы Мурманска - проспекта Ленина: вся она, как в зеркале, отражается в сверкающем асфальте. Троллейбусные провода, подобно воздушной паутине, словно взлетают высоко в серое облачное небо. Терракотовая прямо­ угольная фигура строящегося дома (ныне это дом 86 по проспекту Ленина) и темные силуэ­ ты окон под легкой стрелой подъемного крана становятся символом новизны, обозримого будущего. И молодое деревце, и темная трава на газоне - все говорит о романтике, которая была лейтмотивом в искусстве 1960-х гг. Об­ щий колорит картины - теплый, даже дорога написана мягкими мазками охры. Пейзаж на­ писан в легкой, будто этюдной манере, но каж­ дый мазок, каждая искра здесь неслучайны, все написано с огромной любовью и высоким профессионализмом. Транспорт, люди, идущие по дороге, - все это цветовые акценты, умело расставленные художником. Праздничную картину дня дополняет синяя возвышенность на горизонте - это сопка Горелая. Наверное, многие мурманчане легко определят, что пей­ заж выполнен с пересечения проспекта Лени­ на и улицы Карла Маркса. Художник Василий Г ри горье вич Баранов (1912-1978) родился в деревне Поташено Но- водугинского района Смоленской области, окончил Ленинградское художественно-пе­ дагогическое училище в 1937 г. В 1937-1956 гг. служил на Северном флоте. В начале 1940­ х гг. - организатор первых отчетных выста­ вок мурманских художников. В годы войны занимался камуфлированием военных ко­ раблей, зенитных батарей и других военных объектов, участвовал в выпуске сатириче­ ских плакатов «Таран» и «Окна» в «Полярной правде», листовок. В 1946-1951 гг. работал художником в Драматическом театре Се­ верного флота. В 1959-1961 гг. - начальник филиала Музея Северного флота в городе Полярный. В 1962-1971 гг. возглавлял оргбю­ ро, затем Мурманскую организацию Союза художников РСФСР Пейзаж В.Г Баранова «У подножия Хибин» (рис. 10) - индустриальный, но в то же время Рис. 9. Алексеев В.А. Мурманск обновляется. 1963. Холст, масло. Из собрания Мурманского областного художественного музея 19 Ю.И. Максимов, А.Б. Мамбетова, А.И. Кривичев rio.ksc.ru/zhurnaly/vestnik

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz