Вестник Кольского научного центра РАН №1, 2021 г.

СТРОГО НА СЕВЕР: ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ Вестник КНЦ РАН 1/2021 (13) Рис. 2. Коровин К.А. На Севере. 1899. Холст, масло. Из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) ной зари» [Константин Коровин..., 1990, с. 286]. На выставке «Строго на Север» можно увидеть стенды со страницами рассказов К.А. Корови­ на «На севере диком», «Мурман» и «Павильон Крайнего Севера». На картине К.А. Коровина «На Севере» (рис. 2) мы видим повседневную жизнь се­ верных рыбаков. Пришвартованные лодки, теснящиеся у пирса, написаны практически одним мазком и отличаются лишь по цвету. Коровин — мастер импрессионизма — умел лаконично показывать объекты: просто, ясно и точно посредством мазка, линии, прикосновения. Баркас на переднем плане слегка наклонен влево, и это подчеркивает движение, показывает динамику. Судно так­ же написано в размашистой манере а-ля при­ ма, и, тем не менее, здесь хорошо заметно, что борт деревянный: часть судна освещена скупым северным солнцем, и мы видим до­ ски, киль, мачту. Цвета подобраны с большим вкусом, все выстроено на контрастах темно­ го и светлого, теплого и холодного. Особен­ но необычно написана вода — небрежные на первый взгляд, выполненные невпопад пятна на самом деле представляют собой отражение серебристого неба, баркаса, ло­ док, темных прибрежных скал. Все собрано в единое гармоничное целое — импрессио­ низм Коровина основан на академической школе русской живописи, и в его этюдах за­ мечательным образом сочетается классика реализма и условность новых течений в изо­ бразительном искусстве. Всего на выставке представлено четыре ра­ боты К.А. Коровина (табл. 3). Морские и приморские северные пейзажи первой половины XX в. Русские художники все чаще обращались к теме пейзажа Севера: их наставники, масте­ ра-первопроходцы, по выражению В. Бубенцова, «проложили творческую дорогу для дальней­ шего развития пленэрной живописи в условиях Крайнего Севера» [Бубенцов, 2012, с. 244]. Живописец и график Василий Василье ­ вич Р ож д е с т в е н с ки й (1884-1963), уроженец Тулы, учился в Московском училище живо­ писи, ваяния и зодчества (1900-1911), ученик A.Е. Архипова, К.А. Коровина, Л.О. Пастернака, B.А. Серова. На картине В.В. Рождественско­ го «У Белого моря» (рис. 3) мы видим бревен­ чатые срубы рыбацкого поселения у самой кромки морского берега. Дерево потемнело от времени, от северных ветров и морской соленой воды. Горизонт затянут свинцовыми облаками, ледяной тон воды у кромки берега контрастирует с теплой гаммой земли и де­ ревянных построек. Палитра богата перели­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz