Вестник Кольского научного центра РАН. 2009, №1.

обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию, т.е. на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Управление российскими морскими пространствами и ресурсами осуществляется в настоящее время почти исключительно функциональными подсистемами, находящимися в ведении целого ряда федеральных министерств. Причем ни для одного из этих органов морская деятельность не является основной и, тем более, единственной задачей [2, 24]. Среди ряда актуальных комплексных задач перспективного развития морской деятельности в проекте Стратегии выделены следующие задачи, близкие теме нашего исследования: • в экологической сфере: разработка и реализация мер, направленных на сохранение природной среды Мирового океана и внутренних морских вод российской Федерации с учетом согласования конфликтогенных интересов между отдельными видами морской деятельности; • в сфере борьбы с терроризмом на море и другими нелегальными актами в Мировом океане: формирование вертикально-интегрированной системы координации органов государственной власти Российской Федерации, направленной на повышение эффективности противодействия терроризму на море, а также технологической оснащенности контртеррористических действий. Кроме вышеотмеченного пункта, было бы весьма актуально добавить пункт о противодействии экономической разобщенности в море путем формирования вертикально-интегрированной системы координации органов государственной власти РФ. К сожалению, этого не произошло. Как главный заказчик Стратегии Министерство обороны «продавило» понятную ему, да и Правительству в целом, идеологию сугубо секторального развития морской деятельности на будущее. В проекте Стратегии развития морской деятельности РФ рассмотрение экологических проблем, а точнее, проблем устойчивого развития, не отнесено к числу приоритетных. Только после 2013 г. предполагается переход РФ и ее приморских территорий на устойчивую экономику (с учетом экологических ограничений по добыче ресурсов и производству отходов) и эффективное функционирование государственных и общественных институтов, которые смогут гарантировать экологическую безопасность. Индикаторы достижения этих целей и институциональные механизмы не предложены. Очевидно, что несистемная постановка задачи с самого начала обрекает РФ на путь догоняющего развития. Авторы проекта задач Стратегии это понимают, но считают возможным для РФ подключиться к мировым тенденциям только после решения первоочередных, на их взгляд, т.е. по сути восстановительных, задач. Это принципиально неверно для Стратегии как видения будущего в контексте глобализации. Чтобы не догонять, а реализовывать амбициозные претензии на достижение Россией статуса «великой морской державы» к 2017 г. (всего через 10 лет) нужно ставить и решать задачи по-новому. Нельзя сначала все восстанавливать, а потом переделывать. Это будет и сложнее, и дороже. Сегодня передовые морские державы начали пересмотр своих политик, исходя из главных тенденций развития на глобальном уровне, первая из которых обозначена как «становление глобального интегрального подхода к освоению пространств и ресурсов Мирового океана на принципах устойчивого развития». Вышеупомянутый подход и есть стратегия преодоления комплексных проблем, которые требуют пересмотра традиционных ведомственных границ и переосмысления роли океанов и морей как единых географических и экономо-экологических объектов. Единство стратегических взглядов основных мировых «игроков» на современную роль Океана позволяют сделать вывод: отставание РФ в этой сфере может негативно отразиться на ее международной кооперации, представительстве на мировых морских рынках товаров и услуг, так как устаревающая парадигма будет выглядеть анахронизмом при сравнении с вектором мирового развития. Что нужно сделать? Зафиксировать в качестве основы построения и реализации Стратегии принципы устойчивого развития, интеграции и экосистемно-ориентированного управления. Это и будет цель, обосновывающая средства, которые изложены ниже: • определение конкретного правительственного органа, ответственного за морскую составляющую национального развития, и наделение его реальными надведомственными полномочиями по выработке и принятию стратегических управленческих решений; • практическое внедрение процедуры стратегической экологической оценки как механизма предосторожной межведомственной гармонизации различных видов морской деятельности; • разработка современной теории и практики научно-практического обеспечения морской деятельности РФ на основе межведомственной консолидации специалистов-мореведов. Все три вышеперечисленные меры должны реализовываться параллельно, так как без единства политических, институциональных и научно-методических мер огромное множество сложных задач, представленных в Предложениях по выработке проекта Стратегии, окажется невыполнимым. Можно вспомнить высказанное в 2007 г. в Мурманске на заседании Морской коллегии и Госсовета РФ под председательством тогдашнего Президента РФ В.В.Путина бывшим губернатором Мурманской обл. Ю.А.Евдокимовым замечание: «И нам отсюда очень хорошо видно, что каждая проблема рассматривается в одиночку, рассматривается сама по себе: разработка шельфа - одно, Северный морской путь - другое, транспортные коммуникации - третье. Координации не видно». Что касается конкретного правительственного органа, ответственного за морскую составляющую национального развития, то сошлемся на высказывание М.В. Московенко, секретаря-координатора Морской коллегии 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz