Вестник Кольского научного центра РАН. 2009, №1.
В.В. Путиным в июне 2001 г. «Морская доктрина РФ» - главный документ, определяющий государственную политику РФ в области морской деятельности [22]. Во-вторых, рациональное природопользование входит в перечень приоритетных направлений развития науки, критических технологий и техники РФ (утверждено Президентом РФ В.В.Путиным 30 марта 2002 г.). В-третьих, дальнейшее развитие этих основополагающих принципов отражено в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденном Президентом РФ 18 сентября 2008 г. (далее - Основы государственной политики...). В Морской доктрине, наряду с формулировкой общих целей и путей реализации национальной морской политики, выделены региональные направления, в том числе арктическое. В этом разделе отражены задачи по защите интересов России в Арктике, в том числе при разграничении морских пространств и дна морей Северного Ледовитого океана, по управлению транспортной системой Севморпути, по обновлению и безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота, а также транспортных и специализированных судов ледового класса. В Морской доктрине содержится также перечень научно-исследовательских направлений, развитие которых необходимо для защиты национальных интересов России в области морской деятельности. Все они в полной мере актуальны для Северного Ледовитого океана и его морей, а некоторые из них должны развиваться в приоритетном порядке именно в Арктике. К их числу относятся исследования шельфа и исключительной экономической зоны России; изучение морских биоресурсов и динамики морских экосистем; геологии океана; гидрометеорологические исследования в прибрежных морях; оценки влияния океана на глобальные климатические и экосистемные процессы; решение экономических, политических и правовых проблем использования пространств и ресурсов океана. Принятие Морской доктрины способствовало активизации морской деятельности в Арктике, привлечению общественного внимания к изучению и освоению арктических морей. Почему же такая, на первый взгляд, неопределенная область деятельности занимает свое место на равных с космическими и авиатехнологиями, энергосбережением, новыми материалами и другими очень серьезными приоритетными научно-техническими направлениями? Ответ заключается в том, что морское природопользование как наука и как практическая деятельность соединяет в себе практически все аспекты проблемы взаимоотношения природы и общества. Самой жизнью эта проблема поставлена очень жестко и безальтернативно: как совместить рациональную добычу нужных всем ресурсов и при этом не утратить здоровую и экологически безопасную окружающую природную среду. Главная задача при решении этой проблемы - поиск и разработка путей оптимизации природопользования в конкретных природных и социально-экономических условиях Арктики и, в первую очередь, в Баренцевом море. С учетом вышеизложенного важно понять, насколько политика природопользования отвечает требованиям общепринятых мировых документов, конвенций и договоров, отражает запросы и дух времени, соответствует текущим трендам устойчивого развития в мире и в Арктике. От такой постановки в немалой степени зависит общероссийская морская политика и региональная мурманская стратегия социально-экономического развития. Одним из показательных документов, проект которого в последнее время обсуждается среди специалистов, можно назвать проект «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2020 года и на более отдаленную перспективу» [25]. Последняя версия этого основополагающего документа, дополняющего и развивающего Морскую доктрину 2001 г., обсуждалась на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ в декабре 2008 г. и была рекомендована для принятия за основу, но до сих пор документ не принят. Рассмотрим основные замечания по этому проекту. С одной стороны, в анализе главных тенденций в морской политике на глобальном уровне авторами и идеологами Стратегии справедливо отмечены следующие закономерности, а именно [25]: • становление глобального интегрального подхода к освоению пространств и ресурсов Мирового океана на принципах устойчивого развития; • неуклонное повышение экологических требований и стандартов ко всем техническим средствам и технологиям, применяемым в морепользовании; • разработка комплексных интегрированных схем планирования развития приморских городов и регионов, совершенствование управленческих и организационных подходов к управлению морской деятельностью (управление рисками, самоорганизующиеся и самовосстанавливающиеся системы) с повышенным доверием к системному моделированию и симуляционным расчетам; • внедрение в мореведение и морепользование технологий устойчивого развития, учитывающих совершенствование управления природными ресурсами и состояние окружающей среды, устранение негативных последствий научно-технического прогресса, использование нетрадиционных (альтернативных) ресурсосберегающих источников энергии. Одновременно отмечено, что в Российской Федерации доминирование ведомственного подхода к развитию мореведения и морепользования над комплексным ведет к росту конфликтности и соперничества за пространства Мирового океана между видами морской деятельности, а также приморскими субъектами РФ, отсутствию слаженности и согласованности при реализации национальной морской политики и прочим негативным последствиям. В отличие от сухопутной территории страны, где государственная исполнительная власть осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российские морские акватории находятся в ведении только федеральной власти, так как они не являются частью территорий субъектов Российской Федерации. Так же обстоит дело на акваториях и дне Мирового океана, где Россия 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz