Вестник Кольского научного центра РАН. 2009, №1.

увеличить прибыль и занятость; 2) оптимизации морского природопользования, т.е. МТП может помочь повысить гарантии прибылей за счет размещения деятельности в наиболее подходящих для конкретного вида деятельности местах, не обесценивая при этом другую деятельность; 3) снижения стоимостных показателей, т.е. МТП может снижать стоимость информации, регулирования, планирования и принятия управленческих решений. Различные страны мира уже приступили к реализации, как минимум в пилотном режиме, планов в сфере морского территориального планирования. На первых порах этот подход применялся в менеджменте морских особо охраняемых зон. В качестве наиболее известных примеров следует назвать Национальный морской парк Большого барьерного рифа Австралии, Национальный морской санктуарий во Флориде (США) и Тройственная зона кооперации в море Уоддена (район Северного моря). Во всех трех перечисленных проектах морское территориальное планирование применялось для достижения главной цели - сохранения природы. Одновременно этот подход служил ключевым инструментом для достижения общеуправленческих целей. В документе «Европейские перспективы для территориального планирования» в 1999 г. было признано, что все ведомственные политики имеют территориальное (или пространственное) воздействие и что территориальные планы являются наиболее удобным средством обеспечения согласованности и успешного разрешения конфликтов, возникающих на стыке ведомственных интересов. Этот призыв ЕС был услышан [30,34]. Так, Германия разработала для своих территориальных вод в Балтийском море планы МТП, которые уже реализуются. Одновременно на этапе разработки находятся проекты планов МТП для всей немецкой ИЭЗ. Последнее стало возможным благодаря принятым поправкам к Федеральному акту о территориальном планировании, расширяющим действующую систему планирования на морскую окружающую среду. В Германии инициативы в сфере МТП в значительной мере встроены в аналогичные планы в сфере интегрального управления прибрежными и морскими зонами, т.е. в КУПМЗ. В марте 2007 года Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии выпустило Белую книгу «Билль о морской деятельности», в которой изложена новая система морского пространственного планирования. Этот документ узаконивает стратегический плановый подход к использованию морских пространств и к взаимодействию между природопользователями для всех морских вод, находящихся под юрисдикцией Соединенного Королевства. В своих документах британские законодатели подчеркивают, что новые цели управления - «взглянуть более стратегически на всю морскую окружающую среду, на то, как мы (британцы. - Комм. авт.) используем и защищаем наши ресурсы, и на взаимодействие между разными видами морехозяйственной деятельности, влияющими на их состояние и использование». Система МТП охватывает все виды антропогенной деятельности и направлена на достижение целей устойчивого развития через улучшение системы принятия решений. Новые морские планы, которые разрабатываются под эгидой новой для Великобритании Организации морского менеджмента, будут направлять регулирование всей лицензионной и других смежных видов деятельности и, таким образом, давать природопользователям большую ясность и определенность. Рассмотрение в рамках МТП величин и значимости кумулятивных эффектов - это один из ключевых факторов реализации МТП в Соединенном Королевстве. Одними из первых европейских стран, приступивших к реализации морского территориального планирования, стали Нидерланды и Бельгия. Голландская инициатива была спланирована на период 2005-2015 годов с ревизией после первых пяти лет выполнения. Бельгия приступила к разработке и реализации многопользовательской системы МТП в рамках специально разработанного Мастер-плана начиная с 2003 г. Следует отметить, что в обоих случаях одной из побудительных сил национальных инициатив стала практическая потребность смягчения пространственных конфликтов между шельфовыми ветряными парками, зонами добычи строительных материалов, сохранением историко-археологических мест, рыболовством и, разумеется, охраной природы. В зонах национальной юрисдикции Бельгии и Нидерландов пространственная теснота столь велика, что потребности в полезном пространстве Северного моря в три раза превышают существующие возможности [35]. В Бельгии в 2003 г. новая правительственная коалиция пошла на то, чтобы учредить пост Министра по делам Северного моря. При этом все прежние федеральные министерства остались «на месте» со всеми полномочиями, но новый Министр по делам Северного моря получил право координировать все вопросы пространственного размещения. Таким образом была повышена значимость морских проблем и появился «капитан у штурвала». В работе [35] автор отмечает, что решение было очень непростым, так как никто не хотел уступать свои законные права принимать решения и ослаблять свои властные полномочия. Вторым положительным обстоятельством в пользу изменения управленческой практики в сторону комплексности и междисциплинарности оказалась необходимость подчинения международным обязательствам (и санкциям за их невыполнение), т.е. верховенство международных законов, конвенций и т.д. над национальными. Например, такие международно принятые документы, как OSPAR в регионе Северного моря и HELCOM в Балтийском море, способствовали положительному решению трансграничных проблем планирования и экосистемного управления в морских регионах, охватывающих акватории Больших морских экосистем (БМЭ) или морских регионов, находящихся под различной национальной юрисдикцией. Интересным примером организации государственного управления природопользованием может служить Китай, где с 2002 г. в рамках реализации МТП действует система функционального зонирования (согласно принятому Закону об управлении природопользованием) [30]: 1) право государства на природопользование в морях: любое сообщество или индивидуумы, желающие использовать ресурсы моря, должны заранее обратиться в Госсовет за разрешением. Заявители получают соответствующее разрешение только после одобрения со стороны национального правительства; 2) Закон устанавливает, что любое природопользование должно осуществляться только в соответствии со схемой функционирования морских пространств, утвержденных государством: эта схема является основой системы морского 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz