Вестник Кольского научного центра РАН. 2009, №1.

• исследование социально-экономических и гуманитарных проблем устойчивого развития регионов Севера и Арктики; • исследование перспектив развития грузопотоков в западном секторе Российской Арктики и на трассе Северного морского пути для определения перспектив развития Мурманского транспортного узла; • создание новых методов добычи, переработки и воспроизводства морских биологических ресурсов, включая нетрадиционные; • разработка научно обоснованной концепции региональной системы морского хозяйства в Мурманской обл. и развитие прибрежной зоны; • разработка и внедрение новых решений, направленных на повышение энергоэффективности экономики области; • изучение особенностей специфической геофизической среды высокоширотных зон и развитие методов оценки и прогноза состояния атмосферы и околоземного космического пространства; • биоресурсные мониторинговые исследования; • исследование и развитие нанотехнологий и материалов на их основе. Следует отметить, что преобладающий объем работы по разработке Стратегии (включая подготовку «Концепции Стратегии ...») был выполнен в соответствии с Техническим заданием к 15 сентября 2008 г. Мировой финансовый кризис, признаки которого хотя и наблюдались на финансовых рынках, экономику России и Мурманской обл. к этому времени еще не затронул. Его влияние в реальном секторе экономики страны и региона проявилось начиная с октября 2008 г. Так, если в сентябре 2008 г. индекс производства в экономике страны к соответствующему месяцу 2007 г. составлял 106.3%, то в октябре он понизился до 100.6%, а в ноябре и декабре до 91.3 и 89.7% соответственно. В Мурманской обл. соответствующие помесячные индексы производства в 2008 г. составляли: в сентябре - 102.2%, в октябре - 95.7%, в ноябре 81.7%, в декабре - 87.0% [2]. С учетом изменившихся условий, несмотря на то, что основные идеи и целевые показатели Стратегии были определены к сентябрю 2008 г., в процессе продолжения работы над итоговыми документами (краткий и полный варианты Стратегии) в конце 2008 г. разработчики постарались в максимальной степени учесть изменившиеся условия. Во-первых, было подчеркнуто, что в условиях мирового экономического кризиса актуальность реализации Стратегии еще более возрастает. Ухудшение стартовых условий для ее реализации и крайняя нестабильность внешней среды во время мирового экономического кризиса обусловливают необходимость осуществления региональными органами власти в период 2009-2010 гг. комплекса антикризисных мер, что должно обеспечить скорейшую стабилизацию ситуации и достижение поставленных в Стратегии целей развития. Во-вторых, были внесены коррективы в сценарий развития области и характеристики внешних угроз, принимая во внимание то, что некоторые из потенциальных угроз превращаются в реальные. Это привело к изменению предполагаемых сроков реализации ряда запланированных инвестиционных проектов. В-третьих, ключевым содержанием первого этапа реализации Стратегии, рассчитанного на 2009-2013 гг., была определена необходимость принятия комплексной региональной программы преодоления негативных последствий кризиса в экономике области. Такая программа должна увязываться с федеральными антикризисными мерами и предусматривать совместные действия с муниципалитетами. Она должна включать, прежде всего, комплекс мер по оптимизации бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях, обеспечивая при этом сохранение социальных обязательств государства, усиление поддержки сферы занятости. Важнейшие направления антикризисных мер - сдерживание негативных проявлений в финансовом и производственном секторах, поддержание социальной стабильности в коллективах организаций, обеспечение более широкого использования механизмов социального партнерства. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что указанные корректировки не изменили главных целей, приоритетов и намеченных целевых показателей долгосрочного развития Мурманской обл., определенных в сентябре 2008 г. (до появления признаков кризиса). Такая установка полностью соответствует принятому в Концепции подходу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной в ноябре 2008 г. [3]. Можно сделать вывод, что мировой финансово-экономический кризис хотя и ухудшает стартовые условия для реализации Стратегии, не перечеркивает возможности достижения ее долгосрочных целей. Реализация региональными органами власти комплекса антикризисных мер, увязанных с Федеральной антикризисной программой, должна обеспечить стабилизацию ситуации. Одновременно осуществление органами власти стратегических мер социально­ экономической политики и координация усилий всего регионального сообщества должны обеспечить достижение поставленных целей развития области к 2025 г. ЛИТЕРАТУРА 1. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года (Проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economics.gov-murman.ru/ekonomika_oblast/ostrategiya_soci/. 2. Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi. 3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz