Вестник Кольского научного центра РАН. 2009, №1.

рыночной экономики российское государство должно оказывать всемерную поддержку северным территориям, тем более что экономика Севера не только способствует созданию конкурентной среды при вхождении в рынок средних и южных регионов страны, но и сама может функционировать по критерию эффективности при создании надлежащего рыночного экономического порядка. Наряду с факторами геополитического и транспортного значения доминирующую роль на Севере выполняют природные ресурсы, альтернативы которым не имеется ни сейчас, ни в обозримой перспективе. В силу относительно сложных природно-климатических условий и исторических особенностей устойчивость производства и конкурентоспособность отечественной продукции в значительной мере была обеспечена именно благодаря дешевизне национальных ресурсов. К тому же минерально-сырьевая база для высоких технологий также практически полностью находится в северных регионах и способна обеспечить отечественную промышленность. На Севере расположено свыше 80% всех запасов полезных ископаемых России, в том числе подавляющая часть никеля и платиноидов (треть мировых запасов), кобальта (15% мировых запасов), все российские месторождения алмазов, около 80% нефти и почти весь добываемый газ, 90% олова, а также золото, слюда, апатит и множество других видов сырья, что является одной из причин интереса к Российскому Северу Европейского союза и мирового сообщества в целом и возможности реализации совместных программ в освоении этих ресурсов. Становление рыночных отношений, развитие процессов федерализма, глобализации и регионализации на огромном экономическом пространстве Севера России дают импульс к развитию и углублению процессов международного сотрудничества и интеграции. Получают развитие "коридоры" экономического сотрудничества нового типа, такие как Евро-Арктический (Баренцев), Мурманский, Архангельский, Чукотский и Тихоокеанский коридоры. Обеспечению транспортной доступности, как важного фактора стабилизации современного экономического состояния и будущего устойчивого экономического роста на Европейском Севере в значительной мере будут способствовать проекты "Баренцев коридор", включающий строительство автодороги и железной дороги Салла-Алакуртти в Мурманской области; "Архангельский коридор", включающий строительство железной дороги Ледмозеро-Кочкома-Карпогоры-Вендега с учетом экологического аспекта, связанного с национальным парком Кендозеро; проект коридора "Оулу-Карелия-Архангельск-Коми". Спецификой сотрудничества в этих коридорах является усиление роли регионов в управлении процессами сотрудничества и интеграции, повышенное воздействие этих процессов на развитие коммуникаций, экономику и социально-культурное положение, усиление внешней торговли, создание и развитие рынка труда, получение иностранных инвестиций, тесное переплетение в этих стратегически важных регионах национальных интересов России и мирового сообщества. Северные регионы России имеют стратегически важное геополитическое значение в связи с оживлением Северного морского пути, который является основной транспортной артерией, соединяющей северные регионы Российской Федерации в пределах территориальных вод, особенно, если учесть возможность приемки в северных портах России крупнотоннажных судов морского класса (водоизмещением свыше 100 тыс. т). Проект "Севморпуть-XXI" будет непосредственно способствовать развитию топливно-энергетического комплекса, промышленности, транспорта, связи, арктической гидрометеорологии и навигации, межрегиональных сообщений и улучшению условий жизни населения северных территорий. Реализация в Арктике крупного международного коммерческого проекта "Севморпуть-XXI" будет содействовать укреплению безопасности России и всего мирового сообщества в северной зоне Земли. Глобализация мировой экономики стимулирует создание нового межконтинентального транспортного маршрута между Европой и Азией. Северный морской путь - самое короткое и дешевое сообщение в Северном полушарии между Тихоокеанским и Атлантическим регионами планеты и единственный морской путь из Северо-Запада Канады и Аляски в Северную Европу. Одной из первоочередных задач инфраструктуры арктической транспортной системы выступает совершенствование управления Северным морским путем, для чего необходимо создание предприятия, предоставляющего мировые услуги по использованию этой трассы. Таким предприятием может быть международный консорциум «Северный морской путь». Модернизация и реконструкция всей системы Северного морского пути как главной широтной транспортной магистрали, связывающей северные районы России и способной осуществлять эффективные межконтинентальные и международные транспортные связи между Европой, Азией и Америкой, должно стать приоритетным объектом государственной транспортной политики на Севере России. Для районов Севера экологические условия, необходимые для сохранения здоровья населения и обеспечения устойчивого социально-экономического развития, являются более жесткими, что обусловлено объективной хрупкостью экосистем и экстремальностью климата. Районы Севера, в которых наблюдается устойчивое несоблюдение допустимого состояния окружающей среды (нарушение национальных стандартов качества природной среды), следует отнести к районам экологического бедствия. Экологические проблемы Арктики и Севера России, находящиеся на острие внимания мирового сообщества и Европейского союза носят глобальный характер, которому присущи такие особенности: 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz