Вестник Кольского научного центра РАН. 2009, №1.
проживания в регионе делает специалистов более «сориентированными» в решении актуальных социально экономических региональных проблем современности и проблем, которые проявятся в будущем. Исследовательский университет призван решать три группы задач, ассоциированных с основными направлениями его деятельности. В рамках образовательной деятельности основной функцией исследовательского университета является создание и обеспечение системы непрерывного профессионального образования в интересах эффективного удовлетворения кадровых потребностей региональной социально-экономической системы, а также индивидуальных потребностей жителей Евро-Арктического региона России. Система непрерывного образования объединяет образовательные структуры различного уровня. Центральным звеном являются образовательные учреждения, реализующие массовое высшее профессиональное образование (ВПО) по важнейшим для Евро-Арктического региона России направлениям. Профориентационная работа среди школьников, тесное сотрудничество с учреждениями начального и среднего профессионального образования должны обеспечить не только формирование необходимого для поступления в вуз базиса знаний и компетенций у абитуриента, но и помочь ему сделать осознанный выбор будущей специальности, понять, для чего ему нужно высшее образования и где в будущем он сможет применить полученные знания, умения и навыки. В процессе обучения по массовым программам ВПО должна выделяться наиболее талантливая молодежь, склонная к углубленному изучению «прорывных» направлений техники и технологий, а также научно-исследовательской деятельности. Именно данный контингент студентов целесообразно направлять для продолжения образования на II ступени ВПО. Подготовку магистров и аспирантов необходимо осуществлять в специализированных научно-образовательных структурах, непосредственно интегрированных с профильными научно-исследовательскими учреждениями. Научно-исследовательская деятельность связана с реализацией функции получения новых знаний и генерации инновационных идей. Данное направление деятельности в исследовательском университете на начальном этапе может осуществляться достаточно эффективно и разносторонне только в тесном сотрудничестве с институтами КНЦ РАН. Сочетание опыта ведущих ученых с энтузиазмом и свежим взглядом молодых исследователей, возможность использования достаточно развитой материальной базы КНЦ позволят исследовательскому университету в короткие сроки активно включиться в реализацию научных, научно технических программ федерального, межрегионального, регионального масштабов. Основой для развертывания научной деятельности в исследовательском университете могут послужить базовые кафедры институтов КНЦ, уже действующие в учреждениях ВПО. Основные задачи в инновационной деятельности исследовательского университета заключаются в формировании кадрового, производственно-технического и организационного потенциала, образующего необходимую «критическую массу» для прорывного инновационного развития региона. В первую очередь необходимо обеспечить развитие инновационной культуры и наработку опыта инновационной деятельности подготавливаемых специалистов, а также целевую подготовку специалистов в области инноватики. В рамках исследовательского университета необходимо создать современную материально-техническую базу, позволяющую практически реализовать инновационные технологические схемы и реальное производство опытных образцов инновационной продукции. Важной составляющей является разработка и апробация моделей инновационных схем, механизмов коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности и создание реально действующей нормативно-правовой базы, способствующей инновационному развитию региона. Так как инновационные решения, как правило, имеют междисциплинарный характер, то в составе исследовательского университета целесообразно иметь единый центр поддержки инновационной деятельности. Данный центр должен обеспечивать инновационный менеджмент, информационную и методическую поддержку инновационной деятельности всего университета, а также оказывать услуги в данной области сторонним инноваторам. Возможный механизм образования нового университета Готовящиеся реформы системы образования неизбежно приведут к очередному изменению сложившихся в регионах систем подготовки профессиональных кадров, что выразится, в первую очередь, в сокращении количества образовательных учреждений. В наиболее сложной ситуации, по-видимому, окажутся все учебные заведения, имеющие статус филиалов и представительств, несмотря на то, что данные учебные заведения существенно различаются по имеющейся материальной и научно-образовательной базе, объемам и качеству предоставляемых образовательных услуг. Более жесткие требования по обеспечению учебного процесса профильной материальной и преподавательской базой могут поставить в трудное положение и Мурманский педагогический университет. Для сохранения немалого педагогического и научного потенциала вузов и ссузов Мурманской области, формирования надежного базиса подготовки инновационных кадров в регионе, обеспечения возможности удовлетворения разносторонних образовательных потребностей жителей необходимо новое кардинальное решение. Поэтому и представителям высшего образования и науки, и региональной администрации, и дальновидным бизнесменам, связывающим развитие своего дела с Мурманской областью, следует объединить свои усилия для создания на ее территории исследовательского университета. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz