Вестник Кольского научного центра РАН. 2009, №1.

ресурсов и ряде других значимых отраслей, определяемых потребностями экономики и приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ. Кольский научный центр РАН на протяжении многих лет активно реализует программы послевузовского образования. Здесь действует аспирантура по 26 специальностям, в которой на сегодняшний день обучаются около 200 человек, успешно функционируют 5 диссертационных советов (по океанологии, экономике и менеджменту, горному делу, химическим технологиям и геоэкологии). Именно наличие мощного научного потенциала позволило в кратчайшие сроки в середине 1990-х гг. создать в г.Апатиты крупное широкопрофильное учебное заведение - Кольский филиал Петрозаводского государственного университета (КФ ПетрГУ). По спектру специальностей и количеству студентов КФ ПетрГУ сопоставим с «самостоятельными» университетами евро-арктической части РФ, а по качественным показателям профессорско-преподавательского состава - даже превосходит большинство из них. Кроме КФ ПетрГУ, институты КНЦ РАН активно участвуют в образовательной деятельности филиалов других вузов, расположенных в городах Апатиты и Кировск. На сегодняшний день ученые КНЦ руководят деятельностью трех филиалов университетов, возглавляют 22 базовые кафедры, ведут преподавательскую деятельность более чем по 270 дисциплинам. Тесное сотрудничество с высшей школой обеспечивает активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность посредством постоянно действующих научных семинаров, участия в конференциях для студентов и аспирантов, выполнения курсовых и дипломных проектов на базе институтов научного центра. Важное дополнение к научному и образовательному потенциалу естественно-научной и технологической направленности КНЦ РАН и тесно связанных с ним вузов, расположенных в г.Апатиты, представляет собой научно-образовательный потенциал Мурманского государственного педагогического университета, специализирующегося в области педагогики и гуманитарных наук. Накопленный в Мурманской области опыт по практической интеграции науки и образования является еще одной чертой, выделяющей ее среди соседей по Европейскому Северу России. В регионе созданы и развиваются элементы инновационной инфраструктуры. Некоммерческое партнерство «Технопарк «Апатиты», созданное в 2003 г., обеспечивает поддержку инновационных идей на ранних этапах коммерциализации. В конце 2007 г. получил государственную аккредитацию Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор, к направлениям уставной деятельности которого относятся: содействие коммерциализации инновационных технологий и создание новых инновационных предприятий; разносторонняя поддержка малого и среднего предпринимательства и др. Принимая во внимание задачи и принципы деятельности исследовательского университета, можно говорить о двух «базовых» подходах к его организации: • трансформация классического университета в исследовательский университет путем интеграции с ним научных и инновационных структур; • создание исследовательского университета на базе развитой научно-исследовательской структуры путем тесной интеграции с ней сети образовательных учреждений, прежде всего высшего образования, и инновационных структур. Анализ научно-образовательного потенциала североевропейских регионов России показывает, что ни в одном из рассмотренных субъектов Федерации нет достаточно мощного и многопрофильного вуза, на базе которого мог бы быть реализован первый подход. Высшие учебные заведения данных территорий относительно молоды. Большинство из них имеют выраженную гуманитарную направленность и, что особенно важно, не обладают достаточной научно-исследовательской базой, необходимой для реализации функций исследовательского университета в части развития высоких технологий и подготовки специалистов по стратегически важным для интересов России в высоких широтах направлениям. Напротив, Мурманская область имеет необходимый базис для создания университета исследовательского типа на основе второго подхода. Такой университет сможет на высоком качественном уровне реализовать кадровое и научно-методическое обеспечение решения задач инновационного развития Мурманской области и всего Евро-Арктического региона России, укрепления геополитических позиций Российской Федерации в зоне Арктики. Цели и задачи исследовательского университета Общая цель создания университета исследовательского типа - формирование на территории научно­ образовательного учреждения, являющегося центром образования, науки и культуры, где подготовка высококвалифицированных кадров органично сочетается с современными научными исследованиями и осуществляется в рамках системно управляемой совокупности интегрированных учебно-инновационных комплексов, созданных на основе научно-педагогических школ. Специфические особенности жизнедеятельности на Севере и особенно его арктической части, масштабные кросскультурные коммуникации населения Мурманской области обусловливают целесообразность ориентации системы подготовки специалистов на местное население, обладающее компетенцией проживания в суровых климатических условиях, соответствующими социальными особенностями и навыками работы в межкультурной среде. Такие специалисты связывают свое благополучие с благополучием своего края. Опыт 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz