Вестник Кольского научного центра РАН. 2009, №1.
университетских центрах за пределами регионов приведет к дальнейшему углублению дисбаланса между кадровым обеспечением инновационных процессов в «центре» и на «окраине». Для сохранения и развития человеческого потенциала, без которого невозможно укрепление геополитических позиций и устойчивое инновационное развитие субъектов Евро-Арктического региона России, жизненно необходимо наличие на данной территории государственного научно-образовательного учреждения, в котором подготовка высококвалифицированных кадров органично сочеталась бы с современными научными исследованиями и внедрением их результатов в виде современных наукоемких инновационных технологий. Каким должен быть новый вуз? Для обеспечения кадровой базы инновационного развития необходим локализованный в регионе научно образовательный инновационный комплекс, наиболее адекватной формой реализации которого является университет исследовательского типа. Это наиболее завершенный вид университета, который удовлетворяет и потребностям общества и потребности личности во всех формах и уровнях образования. Характерными особенностями исследовательского университета являются [1-3]: • тесная интеграция обучения и исследования на всех ступенях образовательного процесса; • большое количество специальных программ послевузовской подготовки; • значительно меньшее число студентов, приходящихся на одного преподавателя, чем в обычных вузах; • проведение крупных фундаментальных исследований, финансируемых преимущественно из бюджета и различных фондов на некоммерческой основе; • тесная связь с бизнесом и хорошо поставленная коммерциализация результатов научных исследований, осуществляемая в околоуниверситетском пространстве, преимущественно в исследовательских парках; • тесная интеграция с мировыми научно-исследовательскими центрами; • определяющее воздействие на региональное научно-техническое и социально-экономическое развитие. Среди особенностей исследовательского университета обычно отмечают еще и высокую долю обучающихся по программам магистров, кандидатов и докторов наук и меньшую долю студентов первой ступени обучения - бакалавриата [1-5]. Однако это предполагает наличие «вокруг» исследовательского университета некоторого количества разнопрофильных вузов, осуществляющих подготовку бакалавров, часть из которых продолжает образование в исследовательском университете. Подобная схема приемлема в крупных образовательных центрах и не может быть реализована в северных регионах России, особенно с учетом тенденции сокращения количества вузов и концентрации образовательной деятельности в крупных центральных университетах. Основания для создания исследовательского университета в Мурманской области Каждый из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Евро-Арктического региона, обладает определенным образовательным и научным потенциалом, который может рассматриваться как базис для создания федерального исследовательского университета. Однако имеется целый ряд аргументов в пользу создания исследовательского университета именно в Мурманской области. В настоящее время Мурманская область является одним из наиболее экономически развитых регионов Северо-Западного федерального округа, самой урбанизированной территорией в рамках Баренцева региона. В связи со стратегическими задачами региона в системе народнохозяйственного комплекса страны Мурманской области необходимо сформировать собственную инновационно ориентированную систему непрерывного профессионального образования. Это обусловлено прежде всего тем, что современная структура экономики области существенно отличается от структуры экономик регионов-соседей. Так, ресурсный потенциал вузов Архангельской области и Республики Карелия соответствует, в первую очередь, производственной специализации и целям развития именно этих регионов. Активизация диверсификационных процессов в экономике Мурманской области потенциально лишь усиливает ее отличия от соседних регионов. В ходе исторического развития основной научно-исследовательский потенциал Евро-Арктического региона России сконцентрирован в научных центрах РАН. Региональные научные центры РАН создавались как мультидисциплинарные научные организации, основной задачей которых являлось проведение фундаментальных научных исследований с ориентацией на их практическую реализацию в ключевых отраслях экономики и социальной сферы соответствующих регионов. Стратегическим положением Мурманской области во многом обусловлен тот факт, что именно здесь сформировался самый крупный и многопрофильный научный центр - Кольский научный центр (КНЦ) РАН, включающий 11 научно-исследовательских институтов и проблемно ориентированных исследовательских центров. Комплексные междисциплинарные исследования, проводимые в КНЦ РАН, расширяют базу знаний и данных о природно-ресурсном потенциале приполярных и арктических территорий, обеспечивают познание глубинных закономерностей развития природных систем Севера, способствуют выявлению условий и перспективных направлений эффективной хозяйственной деятельности на Севере Европы и арктических территориях, ведут к совершенствованию техники и технологий в сфере добычи и переработки природных 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz