Вестник Кольского научного центра РАН. 2009, №1.

О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ВУЗА НОВОГО ТИПА НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ А.Г. Олейник, д.т.н.; М.Г. Шишаев, к.т.н.; Т.П. Скуфьина, д.э.н. Институт информатики и математического моделирования технологических процессов КНЦ РАН Аннотация Обоснована необходимость и возможность создания в Мурманской обл. государственного научно­ образовательного учреждения, в котором подготовка высококвалифицированных кадров органично сочеталась бы с современными научными исследованиями и внедрением их результатов в виде современных наукоемких инновационных технологий. В качестве основного механизма создания такого учреждения предлагается интеграция существующих в регионе государственных учреждений профессионального образования и развивающихся компонентов инновационной инфраструктуры с уникальным научно-исследовательским потенциалом Кольского научного центра РАН. Ключевые слова: устойчивое развитие, реформа образования, инновационные кадры, научно-образовательно­ инновационный комплекс. Abstract The paper substantiates the necessity and perspectives to establish a state education and research institution which would properly combine training of highly-qualified personnel and current scientific research as well as implementation of their results in the form of modern science-intensive innovation technologies. The basic mechanism to establish the institution is integration of the existing regional state vocational training institutions and developing innovation infrastructure components possessing a unique scientific and research potential of the Kola Science Center RAS. Keywords: sustainable development, educational reform, innovation personnel, research-scientific-innovation complex. Широкомасштабные планы реализации стратегических экономических и политических целей России в Евро-Арктическом регионе, наряду с закономерным развитием субъектов Федерации, расположенных на Европейском Севере России, требуют качественной, надежной и стабильной кадровой базы. Для решения насущных и перспективных задач социально-экономического развития этих территорий, неразрывно связанных с укреплением геополитического положения России в приарктической зоне, нужны высококвалифицированные специалисты различных областей профессиональной компетенции, ориентированные на реализацию инновационной линии развития региона. Эти специалисты должны иметь не только необходимую теоретическую и практическую подготовку, но и хорошо представлять специфику использования своих знаний и практических навыков в условиях Крайнего Севера. Особая острота кадровой проблемы в северных регионах России обусловлена тем, что в постсоветский период практически прекратился приток кадров из других регионов, а большая доля молодежи, выехавшей с Севера для получения образования в учебных заведениях других регионов, не возвращается обратно. Поэтому наиболее действенным путем решения задач кадрового обеспечения Европейского Севера России является развитие и совершенствование систем профессионального образования в этих регионах. К сожалению, некоторые созданные здесь в последние 10-15 лет высшие учебные заведения (главным образом в форме филиалов), оказавшись в условиях жесткой конкуренции за «внебюджетное» финансирование, ориентируют свою деятельность не на обеспечение потребностей региона в квалифицированных кадрах, а на удовлетворение индивидуальных запросов жителей в освоении «модных» специальностей на условиях полной компенсации затрат на обучение. Причем такие специальности часто не являются профильными для учебных заведений и, как следствие, не имеют реального обеспечения специализированной материально-технической базой и профессорско-преподавательским составом. В результате с ростом доступности образования падает его качество и снижается доверие работодателей к уровню квалификации выпускников региональных учебных заведений. Одним из стратегических направлений реформирования отечественной системы высшего образования, призванным повысить ее эффективность, является переход на двухступенчатую модель обучения в высшей школе. Предполагается, что первая ступень высшего образования - бакалавриат - станет источником кадров для реального сектора экономики и необходимой начальной ступенью для повышения образовательного уровня в магистратуре или специалитете. При этом реализацию программ второй ступени подготовки - специалистов и магистров - планируется закрепить за относительно небольшим числом крупных образовательных центров, функционирующих на базе существующих ведущих вузов России и вновь создаваемых федеральных университетов. В силу указанных выше тенденций концентрация подготовки магистров и специалистов в 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz