Вестник МГТУ, 2024, Т. 27, № 4.
Вестник МГТУ. 2024. Т. 27, № 4. С. 547-556. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2024-27-4-547-556 2 ) подготовки систем управления двигательной установкой и вспомогательными механизмами к работе; 3) включения генераторов, соединения, распределения нагрузки и переключения генераторов; 4) соединения и отсоединения распределительных щитов и распределительных пультов; 5) использования компьютеров на мостике, в машинном отделении для решения производственных задач; 6 ) контроля электрических распределительных щитов и электрооборудования, приборов сигнализации и следящих систем. Особую значимость занятия на тренажерах в процессе подготовки, переподготовки, повышения квалификации морских специалистов приобретают в связи с возможностью развития профессиональных компетенций для работы с высоковольтным оборудованием (напряжением 3-6 кВ) современных судов в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ. В работе ( В л а с о в и д р ., 2 0 2 4 ) подробно рассматриваются вопросы эксплуатации на судах высоковольтных автоматических выключателей, комплектных распределительных устройств (КРУ), системы блокировок и особенности технического обслуживания высоковольтных автоматических выключателей (high voltage breaker, HVB). Во время погружения в имитированную среду 2 ( В л а с о в и д р ., 2 0 2 4 ) обучающийся решает одну или несколько задач, таких как: - изучение объектов, способов функционирования устройств; проведение экспериментов; анализ системы; устранение неисправностей; - отработка определенной последовательности действий; контроль усвоения пройденного материала. Под обучающим тренажером понимается система подготовки или обучения, разработанная для персонала и включающая следующие структурные элементы 3 ( В л а с о в и д р ., 2 0 2 4 ) : 1 ) четко сформулированные учебные цели (сценарии и модели), источники (руководства, должностные инструкции, правила); 2 ) способы/инструменты воздействия на имитационную реальность (органы управления, оперативные рабочие места); 3) адекватное моделирование реальности производства; 4) моделирование аварийных ситуаций, с которыми с достаточной вероятностью персонал может столкнуться в течение плавательной практики. Подготовка специалистов к аварийным ситуациям является основным достоинством обучения с использованием тренажеров. Данная подготовка включает проведение имитации работы электрооборудования в обширном спектре эксплуатационных режимов (в том числе и недопустимых) ( Т р о и ц к и й , 2 0 1 2 ; В и н о г р а д о в и д р ., 2 0 1 4 ; С о б о л е н к о и д р ., 2 0 1 6 ) , помогает избежать травмирования человека в реальных экстремальных условиях и сохранить работоспособность оборудования. Постановка задачи Целью работы является анализ возможностей составления автономных алгоритмов обучения безопасному обслуживанию высоковольтного оборудования на базе плагина Е-tutor в тренажерном комплексе, способствующих углубленному изучению работы систем судна, реализации частичной автоматизации процесса обучения, развитию заинтересованности курсантов в получении знаний. Разработанные алгоритмы могут быть включены в методику определения компетентности специалистов в сферах, определяемых ПДНВ: - эксплуатация электрических и электронных систем, а также систем управления; - эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем напряжением выше 1 000 В. Материалы и методы Необходимость использования тренажерных комплексов при подготовке курсантов морских специальностей закрепляется на уровне Международной конвенции о подготовке и дипломирован™ моряков и несении вахты (ПДНВ). В работе рассмотрены алгоритмы использования тренажера на примере модели судна Dual Fuel Diesel-Electric LNG Carrier, реализованные с помощью комплекса ERS TechSim 50004. Модель имитирует оборудование танкера "Великий Новгород", предназначенного для транспортировки сжиженного природного газа; электростанцию (ЭС) в разработанной модели судна, которая приближена к реальной электростанции на судне "Великий Новгород". Электрические схемы модели в достаточной степени соответствуют стандартным устройствам, параметрам и производительности систем и механизмов на борту судна. Модель системы судового электроснабжения включает судовую электрическую сеть (СЭС), судовую электрическую цепь 2 См.: Тренажер TechSim 5000. Версия 8 . 8 . Общее руководство обучаемого. 2018. 16 с. ; TechSim 5000. Версия 8 . 8 . Руководство инструктора. 2018. 74 с. 3 Там же. 4 ERS 5000 TechSim. Дизель-электрический танкер СПГ с двухтопливным двигателем. Руководство обучаемого. 2018. 523 с. 549
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz