Вестник МГТУ, 2024, Т. 27, № 4.
Власов А. Б. Алгоритмы обучающих программ для тренажерной подготовки. Введение Стандарты компетентности судовых электромехаников и механиков специальностей 26.05.07 "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики" и 26.05.06 "Эксплуатация судовых энергетических установок" определяют Конвенция ПДНВ и Кодекс ПДНВ \ Тренажерная подготовка применяется в процессе обучения, профессиональной переподготовки специалистов судовых машинных команд ввиду постоянного совершенствования оборудования, систем автоматизации электроэнергетических систем современных судов. Для обеспечения качественной подготовки и профессиональной переподготовки специалистов судовой машинной команды необходимо использование комплекса современных тренажеров судовых энергетических установок и электроэнергетических систем ( В л а с о в и д р ., 2 0 2 4 ) , соответствующего стандартам Конвенции ПДНВ и Кодекса ПДНВ. Тренажерная подготовка может быть реализована как при выполнении виртуальных программных мероприятий, так и в ходе тренировки на реально действующем оборудовании. Например, тренажерный комплекс на основе автоматизированного главного и распределительного щитов (ГРЩ), который полностью имитирует процесс несения вахты на судовом оборудовании ГРЩ, позволяет обучающемуся контролировать все оборудование в режиме реального времени при ручном, автоматическом, автоматизированном управлении и различных условиях ( В л а с о в и д р ., 2 0 2 4 ) . В ходе обучения курсантов особое внимание уделяется изучению: - базовой технической информации; - механизмов, систем машинного отделения и их мнемосхем; - систем управления, контроля, защиты, аварийно-предупредительной сигнализации; - правил эксплуатации систем и механизмов. При тренингах обучающихся делается акцент: 1) на получение навыков по эксплуатации судового оборудования, систем и механизмов; навыков несения вахты; 2) повышение квалификации специалиста; 3) переподготовку специалистов родственных специальностей и специализаций; 4) обновление знаний и навыков для работы с новыми системами и комплексами. Планы занятий на тренажерах составляются в соответствии с учебными планами, задачами и практической работой на судне определенной модели. Темы, их количество и учебные цели занятий определяются взависимости от количества аудиторных часов, отведенных в учебном плане специальности на дисциплину. Каждый типовой план практического занятия может быть использован неоднократно при проведении занятий взависимости от следующих учебных целей: - ознакомление с составом и назначением оборудования; изучение состава, технических характеристик и взаимодействия оборудования и т. д.; - отработка навыков по управлению оборудованием в штатных режимах; - отработка навыков по управлению оборудованием при наличии различных неисправностей; - закрепление полученных навыков; - проверка и оценка знаний умений и навыков (контрольные занятия). Занятия на тренажерах создают условия: - для приобретения с достаточной степенью реальности обучающимися навыков, соответствующих целям подготовки; - обеспечения контролируемой эксплуатационной среды, воспроизводящей условия, включающие аварии, предаварийные ситуации; - взаимодействия члена машинной команды с другими судовыми специалистами; ознакомления с текущей обстановкой; - объективной регистрации и оценки действий обучающегося для персонификации процесса обучения в ходе тренажерной подготовки; - отработки профессиональных действий при возникновении разнообразных производственных ситуаций т. д. На тренажерах отрабатываются навыки: 1) работы с первичными двигателями (в том числе главной двигательной установкой), основными и вспомогательными механизмами машинного отделения; 'Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года. Заключена в Лондоне 7 июля 1978 г. (ред. от 13.05.2021 г.). СПб. : ЦНИИМФ, 824 с. URL: https://www.consultant. ru/law/ podborki/konvenciya_pdnv/. 548
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz