Вестник МГТУ, 2024, Т. 27, № 4.

Бежик А. С. и др. Применение на судах электроэнергетических систем с распределенной шиной. УДК 629.12; 629.12.066 Применение на судах электроэнергетических систем с распределенной шиной постоянного тока А. С. Бежик, А. К. Лебедев, В. В. Романовский*, А. Б. Власов Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, г. Санкт-Петербург, Россия; e-mail : romanovskiyvv@gumrf.ru, O RCID : https://orcid.org/0000-0002-7643-2446 Информация о статье Поступила в редакцию 14.10.2024; получена после доработки 18.11.2024; принята к публикации 18.11.2024 Ключевые слова: гребная электрическая установка, Azipod, техническое обслуживание, поиск неисправностей, методы испытаний Для цитирования Реферат Эксплуатация судов при плавании по Северному морскому пути сопряжена с многочисленными рисками, определяющими повышенные требования к надежности гребной установки. В связи с этим актуально использование судовых электрических сетей, базирующихся на распределении электроэнергии постоянного тока (ПТ), работа которых дает ряд преимуществ в сравнении с системами распределения переменного тока. Проведение технического контроля импортного судового оборудования ввиду недостатка информации, получаемой от зарубежных производителей, является актуальной потребностью. На примере гребной электрической установки с оборудованием типа Azipod описаны способы оценки технического состояния гребного электрического двигателя, защиты вала от паразитных напряжений и токов, способных ускорить разрушение подшипников. Рассмотрены способы поиска неисправностей полупроводниковых элементов, входящих в состав преобразователя частоты. Представлены вероятные ошибки в работе системы контроля положения гондолы. Определены возможности дистанционной оценки технического состояния системы. Цель работы - разработка этапов технического контроля и оценка полученных параметров для выработки экспертных решений об эксплуатационной надежности и перспективах дальнейшей работы оборудования и элементов в системах гребных электрических установок типа Azipod, актуальных на многочисленных судах. Бежик А. С. и др. Применение на судах электроэнергетических систем с распределенной шиной постоянного тока. Вестник МГТУ. 2024. Т. 27, № 4. С. 534-546. DOI: https://doi.org/ 10.21443/1560-9278-2024-27-4-534-546. Application of DC distributed bus bar power systems on ships Artem S. Bezhik, Alexander K. Lebedev, Viktor V. Romanovsky*, Anatoly B. Vlasov *Admiral Makarov State University o fMaritime and Inland Shipping, Saint-Petersburg, Russia; e-mail : romanovskiyvv@gumrf.ru, O RCID : https://orcid.org/0000-0002-7643-2446 Article info Received 14.10.2024; received in revised form 18.11.2024; accepted 18.11.2024 Key words: electric propulsion system, Azipod, maintenance, troubleshooting, test methods For citation Abstract Operation of vessels sailing along the Northern Sea Route is associated with numerous risks that determine increased requirements for the reliability of the propulsion system. In this regard, it is important to use ship electrical networks based on the distribution of direct current (DC) electricity, the operation of which provides a number of advantages in comparison with AC distribution systems. Conducting technical control of imported ship equipment due to the lack of information received from foreign manufacturers is an urgent need. Using the example of a propulsion electric plant with Azipod-type equipment, methods for assessing the technical condition of the propulsion electric motor, protecting the shaft from parasitic voltages and currents that can accelerate the destruction of bearings have been described. Methods for troubleshooting semiconductor elements included in the frequency converter have been considered. Probable errors in the operation o f the nacelle position monitoring system have been presented. The possibilities of remote assessment of the technical condition of the system have been determined. The aim o f the work is to develop stages of technical control and evaluation of the obtained parameters for the development of expert decisions on the operational reliability and prospects for further operation of equipment and elements in Azipod-type propulsion electric systems relevant on numerous vessels. Bezhik, A. S. et al. 2024. Application of DC distributed bus bar power systems on ships. Vestnik of MSTU, 27(4), pp. 534-546. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2024-27-4-534-546. 534

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz