Вестник МГТУ, 2024, Т. 27, № 4.

Вестник МГТУ. 2024. Т. 27, № 4. С. 591-597. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2024-27-4-591-597 УДК 629.5.017.1:004.942 Информация о статье Поступила в редакцию 13.12.2023; принята к публикации 26.12.2023 Ключевые слова: качка судна, подвешенный груз, начальная остойчивость, регулярное волнение Для цитирования Моделирование качки судна с подвешенным грузом А. А. Соловьев, С. Н. Шугай* * М у р м а н с к и й а р к т и ч е с к и й у н и в е р с и т е т , г . М у р м а н с к , Р о с с и я ; e - m a i l : s h u g a y s n @ m s t u . e d u . r u Реферат Остойчивость судна определяет его способность безопасно совершать плавание при любом состоянии моря. В процессе изучения динамики судна на волнении применяется метод математического моделирования, основанный на линейной теории волн и качки. Модели позволяют получать расчетные формулы и методики, используемые для анализа качки судов, имеющих на борту смещающиеся грузы (жидкие, сыпучие, подвешенные). Влияние подвешенного груза на мореходные качества судна в настоящее время рассматривается только при решении задач статической остойчивости. При решении задач динамики предложены математические модели бортовой качки судна с подвешенным грузом на тихой воде и регулярном волнении и получены линейные дифференциальные уравнения качки судна с подвешенным грузом. Наличие на судне подвешенного груза значительно изменяет параметры качки за счет возникновения кренящего и переменного моментов инерции судна. Предложенные математические методы позволяют моделировать качку на любом регулярном волнении с учетом произвольных значений поперечной метацентрической высоты, веса груза и длины подвеса. Соловьев А. А. и др. Моделирование качки судна с подвешенным грузом. Вестник МГТУ. 2024. Т. 27, №4. С. 591-597. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2024-27-4-591-597. Article info Received 13.12.2023; accepted 26.12.2023 Key words: ship motions, suspended cargo, initial stability, regular waves For citation Modeling the motion of a ship with suspended cargo Andrey A. Solovyov, Sergey N. Shugay* * M u r m a n s k A r c t i c U n i v e r s i t y , M u r m a n s k , R u s s i a ; e - m a i l : s h u g a y s n @ m s t u . e d u . r u Abstract The stability of a vessel determines its ability to safely navigate in any sea state. In the process of studying the dynamics of a vessel in rough seas, the method of mathematical modeling based on the linear theory of waves and rolling has been used. The models allow obtaining calculation formulas and methods used to analyze the rolling of vessels with shifting cargo on board (liquid, bulk, suspended). The effect of suspended cargo on the seaworthiness of a vessel is currently considered only when solving problems of static stability. When solving problems of dynamics, mathematical models of the roll of a vessel with suspended cargo in calm water and regular waves have been proposed, and linear differential equations of the roll of a vessel with suspended cargo have been obtained. The presence of suspended cargo on a vessel significantly changes the parameters of the roll due to the occurrence of heeling and variable moments of inertia of the vessel. The proposed mathematical methods allow simulating the roll in any regular waves, taking into account arbitrary values of the transverse metacentric height, cargo weight and suspension length. Solovyov, A. A. et al. 2024. Modeling the motion of a ship with suspended cargo. V e s tn i k o f M S T U , 27(4), pp. 591-597. (InRuss.) DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2024-27-4-591-597. 591

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz