Вестник МГТУ, 2024, Т. 27, № 4.

Вестник МГТУ. 2024. Т. 27, № 4. С. 577-590. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2024-27-4-577-590 соответственно вид и количество ограничения скорости на перегоне, сложность перегона и/или маршрута движения, техническое состояние электротехнического комплекса ГЭТ. Необходимо отметить, что данный уровень реализует процесс движения, соответствующий прогнозным расчетам, т. е. идеализированный процесс (аналогично уровню У Е ) , который является целевым результатом для предприятия ГЭТ. Прогнозный и реальный процессы будут отличаться, но при эффективном управлении уровнями Уі - У 4 будет достигнуто максимальное приближение. Одним из основных условий реализации процесса управляемого движения ТС в открытой сложноорганизованной системе ГЭТ является обмен материальными R M , энергетическими R E и информационными R I ресурсами между уровнями и внешней средой ( А у х а д е е в , 2 0 1 4 ; Х а к е н , 1 9 8 0 ; П р и г о ж и н и д р ., 1 9 8 6 ) . Условная схема обмена ресурсами представлена на рис. 4. Эффективность функционирования электротехнического комплекса ГЭТ является одной из важнейших задач развития отрасли и определяется соответствием эксплуатационных и энергетических параметров реализации транспортной работы парка ТС планируемым значениям. Применение более полной и точной модели движения ТС ГЭТ на основе системного подхода и синергетической методологии позволит определить направления повышения эффективности системы. Модель управляемого движения ТС какмногоуровневого процесса строится на основе математических моделей каждого из уровней в их взаимосвязи и взаимоподчиненности. Основной процесс управляемого движения ТС носит стохастический характер, так как зависит от множества случайных параметров, определяемых на различных уровнях его построения экспериментальным путем в реальных условиях эксплуатации ГЭТ ( R y l o v e t a l ., 2 0 1 7 ; Z h a n g e t a l ., 2 0 2 1 ; d a S i l v a e t a l ., 2 0 2 1 ) . Заключение Проведенное исследование позволило с позиции синергетического подхода к описанию свойств, принципов организации и функционирования сложноорганизованной производственно-технической системы ГЭТ обосновать, что управляемое движение ТС является многоуровневым технологическим процессом, реализуемым электротехническим комплексом ГЭТ. Это позволило разработать теоретическую систему, а на ее основе математическую модель уровней построения движения транспортного средства наземного городского электрического транспорта, что является важным научным результатом исследований. В ходе работы теоретически обоснованы следующие положения: 1. Реализация процесса движения ТС или его "построение" происходит по иерархически выстроенным уровням (подпроцессам), каждый из которых решает определенную специфическую задачу. Результаты выполнения подпроцесса на более высоком иерархическом уровне являются условиями для выполнения подпроцесса на более низком при условии их непрерывного взаимодействия и подчинения условиям общей задачи построения управляемого движения ТС ГЭТ. 2. Режимы работы и алгоритмы управления электротехническим комплексом ТЭО, формируемые на уровне У2, являются основой процесса управляемого движения ТС. В соответствии с предложенной теоретической системой уровень У 2 формирует построение остальных уровней, определяющих технологию производственного процесса ГЭТ. 3. Непрерывное взаимодействие между уровнями и внешней средой, выражающееся в потоках энергетических, материальных и информационных ресурсов, является обязательным условием существования и стабильного функционирования сложных динамических систем, к которым относится производственно­ техническая система ГЭТ. Разработанная математическая модель может быть использована при создании цифрового двойника ТС ГЭТ, что является важным направлением практического применения результатов исследования. Идентификация эксплуатационных и технологических параметров, входящих в состав предложенных математическихмоделей по уровням построения движения У 1 - У5, позволит повысить точность и адекватность модели. Результаты анализа, выявленного в ходе исследования перечня и состава параметров и ограничений, характеризующих "внешние" и "внутренние" системные свойства и взаимосвязи уровней построения движения ГЭТ, могут быть рекомендованы разработчикам систем управления автономных ТС и систем помощи водителю для обоснования критериев выбора режимов работы и алгоритмов эффективного управления электротехническим комплексом тягового электрооборудования городского электрического транспорта. Конфликт интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. 587

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz