Вестник МГТУ, 2024, Т. 27, № 4.

Аухадеев А. Э. Теоретическая система уровней построения движения транспортного средства. 4. У р о в е н ь п о с т р о е н и я т е х н о л о г и ч е с к о й с и с т е м ы т р а н с п о р т н о й р а б о т ы (У4) обеспечивает формирование управляемого движения ТС, которое соответствует технологическим условиям перевозочного процесса и выстраиваемого путем реализации задач на уровнях Уі - У3. В результате на уровне У 4 формируется движение ТС в условиях таких динамически изменяющихся параметрах транспортной работы, как время хода Т х , эксплуатационная скорость ѵэ, интервал следования ТС J, время стоянки на остановочных платформах /оп и др. При этом все параметры непрерывно меняются из-за сложной дорожной обстановки, которой характеризуются реальные условия эксплуатации ГЭТ. На данном уровне важным определяющим фактором реализации управляемого движения является водитель, так как именно он управляет ручкой контроллера КВ (рис. 2) и задает необходимые алгоритмы управления u ( t ( s ) ) . Квалификация водителя определяет возможность реализации алгоритмов эффективного управления электротехническим комплексом ТЭО. Уровень квалификации и стаж работы в этом случае являются одними из основных факторов, определяющих условия реализации управляемого движения на уровне У4. Условно можно доопределить управляющее воздействие u ( t ( s ) ) как функцию параметра кв, характеризующего качество вождения ТС в эксплуатации и использовать далее запись u ( t ( s , кв)). Для описания процесса движения на уровне У4, реализующегося в условиях перемещения по маршруту, целесообразно использовать вторую форму уравнения движения (4), определяющую "кривую движения" v(s). При этом v(s) однозначно зависит от v ( t ) (рис. 3), характеризующую процесс построения движения на уровне У3. Реализация движения по маршруту, выраженная зависимостью v ( s ) , формируется на уровне У 4 как совокупность реализаций движения на элементарных участках движения, выстраиваемых на уровне У 3 , под контролем "параметров порядка" технологии транспортной работы У4, которые представляют собой множество { }у“ : требования правил дорожного движения - подмножество { . }П дд , правил технической эксплуатации ТС - {.. .}ПТЭ, графика движения ТС - {.. .}ГрДв, инструкция водителя ТС - { . } ИВ и др. При этом на построение движения на уровне У 4 влияют также "внешние" "параметры порядка" уровня У5: множество { }у , решающего задачи производственного процесса ГЭТ в контексте обеспечения комфортных и безопасных пассажироперевозок при минимальных материальных затратах, выражающихся в том числе и уровнем электропотребления на тягу ТС. Характеристиками процесса движения ТС на уровне У 4 являются кривые движения v,(t) и v ( s ) , кривые потребления тока i ,( t ) , кривые нагревания ТЭД x,(t) и др. для конкретных условий эксплуатации ГЭТ. Модель уровня У 4 построения движения ТС может быть представлена системой уравнений: d v ' d t ; (1 + r ) > -(u ■ F ( v ) - W ( v , s , Ѳ)). f s d s < 4 ,; u = u ( t (s k B )) 11 v, ( s ) I rn 0 (tx, (u (t ^ kB) ) + to, ( j ))< Tp , ѳ) при < ^"'}ПДД {"'}ПТЭ {"'}ИВ, {■■■}ГрДв _ ( 8 ) где I п s = ^ - длина маршрута, км; n - число перегонов; J - интервал следования ТС, мин; 4 ,, t oi - время хода по i-му перегону и стоянки на остановке, мин; no- число остановок на маршруте; ТР( ^ пас, Ѳ) - рейсовое время, мин; u ( t ( s , к в) ) - управляющее воздействие, учитывающее параметры пути s и качество вождения кв; ^ пас - пассажиропоток, тыс. пасс./км. 5. У р о в е н ь о р г а н и з а ц и и п р о и з в о д с т в е н н о г о п р о ц е с с а Г Э Т (У5) обеспечивает формирование движения ТС для реализации с задачами производственного процесса ГЭТ. При этом задаются внутренние "параметры , , у порядка" уровня У5: множество { }д5, включающее подмножества: план по выполнению технологических { . } ТПи производственных показателей { . }ПП; нормы расхода электроэнергии { . }Норм и др. Характеристики процесса движения ТС на уровне У 5 определяются внешними "параметрами порядка", которые формируются как системой организационного управления предприятием (рис. 1 ), так и системами более высокого уровня (экономические, экологические, энергетические, социальные и др.) (рис. 3). Модель уровня У 5 в общем виде может быть представлена так Wmc (v 3 ( J , korp, kc, klc) ) ^ WnacH A (І ТС(u (t (S kв) , Uкс (t, S n )) ^ A Ждтп (u (t (s, кв ) , , kc, kTc)) ^ min { . }Норм при - {...} тп , {■■■}пп (9) где н - норма пассажиропотока, тыс. пасс./км; ^ удн - норма удельного расхода электроэнергии на тягу ТС, кВт-ч/т-км; Ж д ТП- количество аварий, случаев; когр, кс, ктс - коэффициенты, характеризующие 586

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz