Вестник МГТУ, 2024, Т. 27, № 4.

Аухадеев А. Э. Теоретическая система уровней построения движения транспортного средства. Согласно ГОСТ 19350 "Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения " 1 выделяют следующие режимыработыТЭО, соответствующие режимам движения ТС: тяговый режим (0; tj - при различных уровнях возбуждения и режим торможения ( 4 ; T ] - с разными видами типов торможения и уровня возбуждения. Этим режимам соответствуют характерные режимы работы ТЭД, определяемые в общем случае выражением ( 1 ). Водитель ТС посредством контроллера водителя КВ (рис. 2) задает структуру и параметры (последовательность и продолжительность режимов, определяемых t ^ 4 и T ) алгоритма управления электротехническим комплексом ТЭО, таким образом формируя определенные реализации движения ТС на заданном участке пути (рис. 3). Выбор водителя, предопределенный его опытом и квалификацией, формируется под влияниеммножестваэксплуатационных факторов, в том числе и случайных, характеризующих реальные дорожные условия и технологию перевозочного процесса. Очевидно, что "механический процесс" реализации движения ТС по аналогии с "электротехническим процессом" также является сложной многоуровневой системой технологического процесса, реализуемого электротехническим комплексом ГЭТ. Следовательно, процесс управляемого движения ТС ГЭТ может быть в общем случае представлен совокупностью подпроцессов, реализуемых на иерархически выстроенных уровнях общего "механического процесса". Для описания таких уровней воспользуемся концепцией "уровней построения движения", используемой академиком Д. Е. Охоцимским в работах по динамике космического полета, робототехнике и мехатронике ( П л а т о н о в , 2 0 1 0 ) . Данная концепция реализует принципы организации работы мозга человека при выполнении спортивных, трудовых и других движений, которые были изучены и сформулированы выдающимся советским биомехаником Н. А. Бернштейном в его научном труде "О построении движений" ( Б е р н ш т е й н , 1 9 4 7 ) . Такой подход при изучении управляемого движения ТС ГЭТ соответствует современным тенденциям заимствования биологических аналогий при исследовании работы сложных технических систем. Следует отметить, что прототипом искусственных нейронных сетей, активно применяющихся во многих технологиях ИИ и утвержденных для транспортной отрасли, являются именно биологические нейронные сети человеческого мозга ( М а л а х о в и д р ., 2 0 2 1 ; С и в и ц к и й , 2 0 2 1 ) . Согласно выбранной концепции реализация управляемого движения объектов или систем происходит в общем случае по 5 уровням ("A", "B", "C", "D", "E"), которые называются уровни построения движения. Описание принципов построения движения на каждом уровне и интерпретация в данном контексте уровней построения "механического процесса", его иерархическое выстраивание, параллельность и взаимосвязь при реализации на каждом уровне (УА, УВ, УС, y D, УЕ), а также подчиненность системе "организационного управления" транспортного производства (рис. 1 , б ), формирующей контроль и управление врамках общих стратегических задач ГЭТ, подробно представлены в серии работ автора ( A y k h a d e e v e t a l., 2 0 1 9 b ; А у х а д е е в , 2 0 1 4 ; А у х а д е е в и д р ., 2 0 1 9 а ) . Результаты и обсуждение Процесс функционирования электротехнического комплекса ГЭТ невозможно однозначно разделить на "механическую" и "электротехническую" составляющие, но схожесть их структур и механизмов работы позволили сформулировать теоретическую систему уровней построения движения ТС ГЭТ, включающей 5 уровней У 1 - У 5 (рис. 4). Уровни выстраиваются в соответствии с иерархией конкретных специфических задач, решаемых параллельно. Процесс каждого уровня непрерывно формируется вышестоящим уровнем и подчиняется условиям задачи общего процесса ("параметрам порядка"). Основным условием реализации управляемого движения транспортного средства ГЭТ является обмен энергетическими R E (тепловая, электрическая и др. энергия), материальными R M (в т. ч. финансовыми и кадровыми) и информационными R I (инструкции, нормы и др.) ресурсами между уровнями и внешней средой. 1 . У р о в е н ь ф о р м и р о в а н и я р е с у р с н о г о о б е с п е ч е н и я (Уі). Первый уровень является определяющим для всех остальных уровней, так как обеспечивает возможность (посредством ресурсного обеспечения) реализации процесса функционирования всего электротехнического комплекса ГЭТ. Ресурсное обеспечение в общем случае определяется методами и средствами приема, преобразования и распределения энергии электротехническим комплексом ГЭТ, его технологическим уровнем, наличием резерва по мощности, материальным и техническим обеспечением, а также квалификацией обслуживающего персонала. На данном уровне не происходит непосредственного процесса движения ТС, а формируется его готовность путем 1 ГОСТ 19350. Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения. URL : https://internet-law.ru/gosts/gost/36531/?ysclid=m40y9n53bb978564400. 582

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz